Выступление журналистки перед депутатами второй день обсуждается в сети: публикуем полный текст
«Двина Сегодня» публикует полную версию речи Дарьи.
Здравствуйте, уважаемые депутаты областного собрания!
Только что, перед перерывом, сотрудник АОСД, отказавшийся представляться, схватил моего коллегу-журналиста и силой попытался вытащить из зала. Он пытался выхватить из моих рук мобильный телефон, на который я снимала происходящее. Напомню, что деятельность АОСД обеспечивается за счёт налогоплательщиков, и мне очень жаль, что сейчас областное собрание – это место, в котором посетители и журналисты не могут чувствовать себя в безопасности.
На этом же фоне в регионе ужасающая ситуация с переселением из деревянных домов. Мне 21 год. Всё это время я прописана в деревянном доме в районе третьего лесозавода, который был построен в середине прошлого столетия.
Там живёт мой дедушка. Ему 67 лет, и каждый день он вынужден ходить на колонку за водой, чтобы приготовить себе поесть и скипятить чаю. О горячей воде, безусловно, говорить не приходится. Его пенсия – чуть больше 10 тысяч рублей. С неё ему нужно купить хотя бы два грузовика дров на зиму, каждый из которых стоит по 7-9 тысяч.
В этом году в доме сломалась печная труба. Коммунальщики, которые приехали по вызову, развели руками и на крышу дома лезть отказались. Равно как и не дали материала, чтобы жильцы отремонтировали печь своими силами. Дедушка полез на неё сам. Оказалось, что кирпичи настолько прогнили, что рассыпались, и теперь трубы в подъезде нет – дым идёт практически прямо из крыши. Заявка на ремонт до сих пор не рассмотрена.
Этот дом не включён в программу расселения, потому что у него отремонтированы сваи. Местным властям кажется, что пока дом не рушится, расселять его не нужно. Тем более в отдалённых районах, куда ещё не пришли застройщики. Кому какое дело, что люди живут без базовых условий – воды, канализации и отопления, а из их дома валит дым. Губернатор постоянно отчитывается о переселении аварийных домов, но игнорирует тот факт, что помимо тех домов, жить в которых опасно, есть ещё и те, бытовые условия в которых не соответствуют современным строительным санитарным нормам.
В этом году жители 3 л/з рассказывали мне, что каждый раз перед выборами им предлагают деньги за то, чтобы они проголосовали за определённого кандидата. И пенсионеры соглашаются – поверьте, не только из-за 500 рублей, которые им обещают заплатить, – но и из-за того, что они ждут помощи от народных избранников. Но избравшиеся депутаты об обязательствах почему-то забывают.
Безусловно, это проблема не только третьего лесозавода. Соломбала, Маймакса, Сульфат. Да даже в центре города есть дома, жить в которых невозможно. А что творится за пределами Архангельска? Если бы сейчас все те люди, которые живут в ужасающих условиях, вышли к зданию областного собрания, они бы точно целиком заняли площадь Ленина. Но у нас, как известно, собрания и митинги запрещены. На прошлой неделе за мирный сход против введения QR-кодов был на 17 (!) суток арестован член партии «Яблоко» Юрий Чесноков. «Акция», организация которой ему вменяется, длилась не больше двух минут – Чесноков встал с другими жителями города напротив здания ГТРК «Поморье» и потребовал от губернатора выйти к народу. Однако правоохранители посчитали, что Юрий Евгеньевич – злостный нарушитель закона, и отправили его под арест. Так решением суда была поставлена под угрозу жизнь отца Чеснокова, который болен и находится дома один.
Именно поэтому и молчат жители аварийных и не пригодных для проживания домов. Они запуганы властью и считают, что не могут выйти и выразить своё мнение. Ведь за резкую критику каких-то решений руководителей страны и региона у нас отправляют в тюрьму. Так, как закрыли на два с половиной года Андрея Боровикова. На прошлой неделе в Европарламенте скандальное уголовное дело против активиста назвали сфабрикованным.
Тех, кто освещает социальные проблемы страны и региона – моих коллег журналистов – массово заносят в списки иностранных агентов, как будто реагирование на важные общественные изменения в стране – это преступление и шпионаж.
А наказаны ли те, кто срывает программу расселения аварийного жилья? А осудили ли тех, кто присваивает себе бюджетные деньги, выделенные на строительство социального жилья? Нет, зато несколько месяцев в СИЗО провёл Юрий Жданов – за то, что только рекомендовал выделить квартиру переехавшей из снесённого барака семье.
Вчера в СМИ появились публикации о поджогах деревянных домов, на месте которых строили и продолжают строить коммерческие многоэтажки. Что сделали власти для защиты тех, кто могут стать жертвами поджогов уже завтра?
Партия «Яблоко» выступает за
· усиление ответственности за невыполнение чиновниками социальных обязательств
· строительство маневренного жилья в центре Архангельска вместо коммерческих многоэтажек
· расследование резонансных поджогов домов в центре города
· перераспределение бюджетных средств в пользу расселения аварийного жилья. В начале месяца правительство разместило на госзакупках два контракта – 3 млн рублей на банкеты и 740 тысяч рублей на различные мелочи по типу открыток с золотым теснением. Неужели чиновники не могут оплатить банкеты со своей зарплаты, и на это необходимо тратить средства из бюджета?
Партия «Яблоко» требует выстроить диалог с жителями аварийных и непригодных для проживания домов и создать необходимые условия для переселения. Мы убеждены, что все проблемы в нашей стране взаимосвязаны, поэтому требуем свободы для всех политических заключённых.
Дарья Порядина