Уральские экологи рассказали о неподходящих районах для загородной жизни
Эксперты Научно-технического центра градостроительной экологии презентовали экологический паспорт пригородов Екатеринбурга — результатом научно-исследовательской работы стала обобщенная оценка экологического состояния территории в радиусе 50-70 км от мегаполиса. Глава организации Евгений Тюльканов пояснил: взяться за непрофильную для себя сферу центр решил, пойдя за спросом:
«Очень часто спрашивают, в каких районах лучше жить, где купить недвижимость – чтобы было безопасно с точки зрения экологии, чтобы никакой аллергии у детей там не возникло. Мы свели накопленные за 12 лет работы собственные материалы, результаты мониторинга компонентов природной среды на различных уровнях, статистические данные. Дали ту информацию, которую можно выставлять в открытый доступ, остальное – закрытые данные. Есть сведения, которые не нужно распространять, дабы не будоражить умы людей, которые планируют жить за городом, и местные администрации. Даже в доклад регионального правительства о состоянии охраны окружающей среды наши исследования уходят только на 10-15%».
Но даже приоткрытые сведения позволяют составить представление об экологии в тех или других направлениях и поселках. И сделать выводы. Наглядно показываем результат исследования экспертов, начиная с самого, на взгляд г-на Тюльканова, страшного — с районов радиологического загрязнения. На карте отмечен так называемый восточно-уральский радиоактивный след — результат аварии 1957 г. на комбинате «Маяк» в виде остаточного загрязнения стронцием и цезием, а также места захоронения радиоактивных отходов и зона воздействия атомной электростанции.
По словам Евгения Тюльканова, при выборе места для жизни за городом радиационный след после аварии 1957 г. стоит учитывать:
«Он сразу ограничивает выбор участков — там есть радиационные риски. Я не говорю, что они существенны, и жить там страшно. Но эти территории не зря находятся под постоянным наблюдением».
Отдельно экологи отметили районы промышленного загрязнения — на карте отмечены территории специфического загрязнения от заводов, объектов инфраструктуры, градообразующих промпредприятий. Зоны загрязнения показаны с учетом рассеивания вредных веществ по розе ветров.
Евгений Тюльканов:
«В регионе 12 850 предприятий, которые стоят на учете. В статистику они отдают сведения о предельно допустимом уровне своих сбросов и выбросов, но, мягко говоря, информация уходит с заводов искаженная. Потому что главное для них — согласовать все вопросы и спокойно дальше располагаться на своем месте. Мы же знаем больше и имеем реалистичную картину».
Что касается водных объектов в пригороде Екатеринбурга, то, по мнению экологов, «чистых нет». На карте приведены места с показателями наиболее высокого уровня загрязнения, самые опасные выделены звездочками.
Евгений Тюльканов подчеркивает: данных о водоемах с экстремально высоким уровнем концентрации вредных веществ в открытых источниках нет. И добавляет: горожанам стоит знать и понимать, что основные источники водоснабжения Екатеринбурга, Волчихинское и Верхне-Макаровское водохранилища, серьезно загрязнены.
Также экологи изучили области загрязнения от транспорта — они расположились вдоль основных магистралей.
Г-н Тюльканов поясняет:
«Жить менее чем в полукилометре от трактов нежелательно. А 100-200 м удаленности от магистрали не позволяет качественно произвести рассеивание загрязняющих веществ от автотранспортных потоков».
Опасность могут представлять и области с повышенной концентрацией агрохимикатов. В этом плане, судя по карте, западный пригород безупречен.
Евгений Тюльканов:
«Сельское хозяйство в регионе ведется не по-доброму, выжимаем из земли все, что можно. А удобрения выводятся из почвы порядка 15 лет после того как землю уже не используют. Есть удобрения, агрохимикаты, которые уже больше десяти лет запрещены к применению, но никто же не проверяет. Об этом не надо забывать. Да, сейчас многие коттеджные поселки строят на бывших пахотных землях — это удобно, земля ровненькая и внешне симпатичная. Но в ней может многое скрываться».
В помощь желающим переехать жить за город и карта с объектами размещения отходов. Красным цветом отмечены лицензированные полигоны твердых бытовых отходов, фиолетовым — карьерные выемки, засыпанные отходами, черными крестами — скотомогильники.
По словам г-на Тюльканова, на карте отмечены не все скотомогильники. Всего их в регионе зарегистрировано 94, из которых 18 — с подозрением на сибироязвенный характер. Публиковать полные данные в открытом доступе нельзя. Но самое опасное, по словам эксперта, - именно несанкционированные свалки, в которые превращают карьеры:
«Там и ТБО, и мусор из окрестных коттеджных поселков. К этому добавляются вещества с заводов — например, совтол, который в 1936-1993 гг. производился и заливался в трансформаторы. Утилизация 1 т этой жидкости стоит 100 тыс. руб., а тендеры выигрываются с предложением в 15 тыс. руб. Естественно, вещество после этого попадает на незаконные свалки, а после по известнякам идет в воду, в скважины».
Также эксперты показали расположение воздушных коридоров. Во-первых, в этих зонах шумно, но, по словам Евгения Тюльканова, это не самое страшное.
«В зонах взлета и посадки, а также в зонах разворота лайнеров происходит максимальный выброс загрязняющих веществ. Нужно четко понимать: если вы видите над своим домом темный след, тянущийся за самолетом, значит, сверху сыпется много негативных веществ».
Общая схема негативного воздействия на территорию в 50-70 км от Екатеринбурга выглядит не особенно оптимистично.
Впрочем, Евгений Тюльканов успокаивает:
«Это не говорит о том, что здесь нельзя жить. Просто в данный момент мы должны учитывать все эти факторы и проводить дополнительные исследования».