Погибли в неравном бою, прикрывая отряд
- Мне довелось служить с капитаном Михаилом Чуркиным, - вспоминает бывший старшина роты, прапорщик Дмитрий ЕЛХОВ, - ещё в 61-й бригаде морской пехоты на Северном флоте, куда его направили после окончания Омского общевойскового военного училища. Вместе мы ходили в дальние плавания вокруг Африки, до Вьетнама. Вместе перевелись в 12-ю бригаду специального назначения, находившуюся в Асбесте. Михаил Константинович был надежным, замечательным товарищем, способным в любой ситуации поддержать сослуживцев.
Грамотным и знающим командиром считали Михаила и в самой бригаде. В 1999 году он прибыл в Ботлихский район Дагестана, на который в тот момент совершили нападение боевики из Чечни. Капитан командовал группой разведчиков в седьмой роте.
А вот снайпер-разведчик срочной службы Дмитрий Шектаев по всем правилам не должен был оказаться в зоне проведения антитеррористической операции. Он успел отслужить меньше года, закончил учебное подразделение, получил звание младшего сержанта.
- У Дмитрия Шектаева, - утверждает кавалер орденов Мужества и "За военные заслуги", медали "За отвагу" подполковник запаса Юрий ГАЙКОВ, (он в тот момент был заместителем командира школы младших специалистов), - всегда была активная жизненная позиция. Она и не позволила младшему сержанту остаться в стороне от событий на Северном Кавказе. Он написал рапорт добровольно отправиться в опасную командировку и был направлен в Ботлихский район Дагестана.
Утром 22 февраля 2000 года боевые пути-дороги Михаила Чуркина и Дмитрия Шектаева переплелись на узкой горной тропе Аргунского ущелья. В районе ущелья десантировался с вертолетов для проведения разведывательных действий отряд бригады специального назначения. Кроме того, необходимо было "оседлать" господствующие в районе высоты, чтобы обеспечить через данный участок проход мотострелковых подразделений. Но шедшая впереди группа капитана Михаила Чуркина, являвшаяся головным дозором отряда, попала в засаду.
После первых выстрелов боевиков командир группы и еще четверо бойцов получили ранения. Капитан подал команду выносить раненых, а сам остался прикрывать отход главных сил отряда. Вместе с ним добровольно остался и Дмитрий Шектаев. Вдвоем они сковали силы противника, спасли однополчан от ранений и гибели. Во время неравного боя удалось уничтожить нескольких боевиков. Но и сами спецназовцы погибли в том сражении. Посмертно Михаилу Чуркину и Дмитрию Шектаеву присвоены звания Героев Российской Федерации.
- Память о погибших военнослужащих, - рассказывает подполковник запаса 12-й бригады специального назначения Сергей СКУКИН, - увековечена не только в мемориале в Асбесте, но и на и родине героев. Несколько раз в Асбест приезжала мама Дмитрия Шектаева. В том числе - на пятидесятилетие со дня создания 12-й бригады специального назначения, которое отмечалось в 2012 году.
Она много рассказывала о том, что в Североуральском районе Свердловской области, откуда призвали Дмитрия, к ней часто приходят его одноклассники. Его памяти посвящаются сборы в школах, а на могиле спецназовца всегда лежат цветы.
В. Синявский, "Асбестовский рабочий"
22 февраля 2000 года при проведении операции в районе высоты с отметкой 1856,1 (город Шатой) разведотряд попал в засаду. Приказав подчиненным отходить, капитан Михаил ЧУРКИН (справа), на тот момент уже получивший ранение, остался вместе с младшим сержантом Дмитрием ШЕКТАЕВЫМ (слева) прикрывать отход своих товарищей.