Вратарь мира

Астраханцы очень скромные люди. Они никогда не хвастают тем, что такие легендарные личности, как Спартак и Эзоп, родились и мужали в низовьях Волги. Они не хвастают Василием Тредиаковским, родившимся в Астрахани и писавшим такие удивительные стихи.
Астраханцы очень скромные люди. Они никогда не хвастают тем, что такие легендарные личности, как Спартак и Эзоп, родились и мужали в низовьях Волги. Они не хвастают Василием Тредиаковским, родившимся в Астрахани и писавшим такие удивительные стихи.
Но каждый астраханец с гордостью скажет вам, что в нашем достойном городе 13 июня 1957 года родился великий вратарь Ринат Файзрахманович Дасаев. Он родился в Астрахани, на Болде, но хулиганом не стал, а стал выдающимся футболистом.
Ринат окончил педучилище, начал преподавать физкультуру в школе и одновременно выступал за команду "Волгарь", когда его пригласили играть в Москве.
В 1977 году Дасаев отправился в столицу, в московский «Спартак», который в тот сезон играл в 1-й лиге чемпионата СССР. В «Спартак» его рекомендовал главный тренер «Волгаря» Фёдор Новиков, который сам в 1978 году вошёл в тренерский штаб этой московской команды.
Трудно было расставаться с родным городом, но он и не забывал свою малую родину. Раз в год зимой ему удавалось пожить месяц в Астрахани, зайти в педучилище к Галине Михайловне Громовой – заведующей спортивным отделением, которая учила Рината, заглянуть к старым товарищам по команде «Волгарь». На это время он становился обычным астраханским пареньком, хоть и объехал полмира и слышал самые лестные оценки зарубежных знатоков футбола.
Удивительно, но в Астрахани он часто встречал московских друзей.
Однажды приехал в отпуск в Астрахань и узнал, что Евгений Леонов здесь же на гастролях. После спектакля Ринат пригласил его в гости.
«Без коллег не могу», — сказал Леонов.
"Нет проблем, бери, кого хочешь", — отвечал Дасаев.
В гости к Дасаевым пришел Леонов, Герд и еще полтруппы… Им были рады.
Дом у Дасаевых был хлебосольным.
— Папа начинал простым рабочим, — вспоминает Ринат Дасаев, — дослужился до начальника икорно-балычного цеха и был достаточно жестким человеком. Но сейчас я благодарен ему за это, его требовательность пошла мне на пользу. Он заставлял учиться…
В 1988 г. Ринат Дасаев был назван «Лучшим вратарем мира». Ему был вручен приз «Бронзовый мяч, наглухо заключенный в тиски вратарских перчаток».
Восьмидесятые в СССР стали годами Дасаева. Девять раз он был "первым номером" в списке 33 лучших, его называли лучшим футболистом страны, четыре раза Дасаеву присуждали огоньковский приз "Лучшему вратарю", шесть лет он капитанствовал в "Спартаке" и в сборной страны, за которую сыграл 97 матчей на московской Олимпиаде, на трех чемпионатах мира и на одном чемпионате Европы - в 88-м в Германии, где стал с партнерами серебряным призером континентального первенства. Трижды входил в десятку лучших футболистов Европы по опросу еженедельника "France Football".
Ринат Дасаев был включен ФИФА в число ста лучших футболистов мира за последние 100 лет.
Но при этом Ринат не отрывался от своих корней, от веры своих отцов.
— Я своей веры не скрывал никогда, — рассказывает Ринат, — все мусульманские праздники отмечаю обязательно. Раньше на матчи я брал с собой маленькую сумочку, которую во время игры клал в угол ворот. В ней хранились Коран и запасные вратарские перчатки. Однажды, правда, случилась неприятная история. На какой-то из праздников я пошел в мечеть, что на проспекте Мира. Отстоял намаз, вернулся домой. Следующим утром прихожу на тренировку, меня подзывает тренер Бесков: «Ты где был вчера?» «Как где? Дома», — отвечаю. «В мечеть ходил?» — «Ходил». - «Ну, вот теперь иди на Лубянку, держи ответ». Оказалось, кто-то увидел меня молящимся и стукнул в КГБ…
Но ничего страшного не произошло. Чуть не сорвалось награждение орденом «Знак почёта», но орден всё-таки дали – в 1985 году.
В ноябре 1988 года за два миллиона долларов Дасаев перешёл в испанскую «Севилью» — это был первый коммерческий трансфер советского футболиста в зарубежный клуб. При этом в Севилье «Спартак» провёл товарищеский матч (1:2), в котором первый тайм Дасаев сыграл за москвичей, второй — за «Севилью».
В Испании от Дасаева ждали чудес, но чудес не произошло. «Севилья» чемпионом Испании не стала, хотя и завоевала в сезоне 1989/90 право выступать в Кубке УЕФА.
В новом сезоне Дасаев получил травму, потребовалась операция. В это время на его место взяли молодого вратаря «Барселоны» Хуана Карлоса Унсуэ, который удачно проявил себя в играх чемпионата. Когда Дасаев поправился, ему предложили переехать в Бразилию, но он отказался — не устраивали условия контракта. В результате Дасаев остался без работы. Думал вернуться в Москву. Позвонил друзьям, они посоветовали оставаться пока в Испании, если есть возможность. В Москве начались «весёлые девяностые».
Не сложилась в «Севилье» и тренерская работа.
В Испании Ринат занялся бизнесом — открыл свой магазин по продаже спортивных товаров, но и здесь его поджидали неудачи — магазин разорился.
В конце 90-х корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Емельянов разыскал Дасаева, чтобы взять у него интервью для газеты. Прилетевшие в Испанию Емельянов и родственники Дасаева сумели убедить Рината вернуться в Россию.
В 1998 году Дасаев вернулся на родину. С ним была испанка Мария дель Мар, с которой он заключил брак в 2002 году. В этом счастливом браке родились дочери Беатрис и Алия, сын Салим.
Ринату Дасаеву 57 лет, но в нём проглядывается озорной мальчишка.
— В душе я мальчишка! – говорит Ринат. — Стариком всегда стать успеешь. В глубине души чувствую себя пацаном. Я зимой и с ледяной горки прокатиться могу. Иногда, играя за ветеранов, хочешь прыгнуть как прежде — но уже не получается, к земле тянет. Только в этот момент понимаю, что мне не восемнадцать ... Кто-то из великих сказал: "Потери и несчастья отщипывают по кусочку от нашего духа". Я чувствую, насколько мне не хватает родителей…
Ринат Дасаев не одинок. У него есть счастливая семья, успешные братья-бизнесмены, есть миллионы фанатов футбола, помнящих о нём, есть полумиллионный город, жители которого гордятся, что они земляки Рината Дасаева.