Астраханец рассказал, как попасть на работу в успешную кинокомпанию, снявшую «Аватар»
И «Властелина колец»
«Аватар: путь воды», «Властелин колец: Кольца власти», «Черный Адам», — все это культовые фильмы, произведенные новозеландской кинокомпанией Weta Digital (сейчас Weta FX), которую основал Питер Джексон. Если в титрах прочитать фамилии людей, работавших над картинами, то во всех трех можно найти и несколько русских имен, в том числе Дениса Елдышова. Кто-то из харабалинцев скажет: «О, в школе я знал парня с такой же фамилией!». И будет прав. Это тот самый Денис, который несколько лет назад жил в Харабалях Астраханской области, а сейчас живет в Новой Зеландии и создает спецэффекты для самой знаменитой кинокомпании.
Город Харабали с населением 18,5 тысяч человек, находится в самом центре Астраханской области. Когда-то, в 90-х и начале 2000-х тут, на местных стадионах, вместе со сверстниками гонял мяч Денис Елдышов. Главными увлечениями, которые в дальнейшем предопределят его будущее, у него были футбол и кино.
«С утра до вечера я вместе с друзьями играл в футбол. Большого выбора для просмотра фильмов не было, потому что показывало всего два канала. Помню в воскресенье вечером, когда по телевизору показывали какой-то зарубежный блокбастер, все уходили его смотреть, помню, двор пустел», — вспоминает свое детство Денис.
Когда появились видеомагнитофоны, мальчишки обменивались кассетами с фильмами, поэтому все выросли на одних и тех же культовых блокбастерах Джеймса Кэмерона и Стивена Спилберга. А после, при первой возможности, снова возвращались на улицу, чтобы повторить увиденное и стать такими же крутыми героями.
Но это все в детстве, которое закончилось сразу после окончания школы. Терзаний — какую профессию выбрать, у нашего героя, как у многих его сверстников, не было. Он знал, что хочет связать свое будущее с футболом, поэтому поступил в Волгоградскую академию физической культуры, параллельно продолжая играть. Потом несколько лет проработал детским тренером в подмосковной Дубне. Да не где-нибудь, а в одном из филиалов академии клуба «Спартак». Возможно, в будущем мы бы получили знаменитого и первоклассного тренера, но жизнь Дениса потекла в диаметрально противоположном направлении. Тогда он женился. Казалось бы, и что такого? Многие женятся, но не у всех жизнь полностью меняется.
«Молодой тренер получает небольшую зарплату и мне пришлось сделать выбор, так как нужно было обеспечивать семью. Я начал думать, какая профессия даст мне больше возможностей. Тогда я и вспомнил про свою вторую мечту — кино», — говорит Денис Елдышов.
Хотя зарплата была не определяющим фактором. Основным пунктом было заниматься любимым делом. Так, на протяжении нескольких лет наш собеседник работал на «Мосфильме», «Союзмультфильме», «Амедиа» и в кинокомпании «BAZELEVS» — основанной Тимуром Бекмамбетовым. С 2018 года Денис начал работать в российском большом кино, в студиях FilmDirectionFX и CGF. Три года проекты этих кинокомпаний оставляли за собой главную российскую премию за лучшие спецэффекты — Золотой орел. В 2018 году это был знаменитый фильм «Т-34» (именно он и открыл нам имя Дениса Елдышова), 2019 год — «Союз спасения» и, в 2020 — «Конек-Горбунок».
«Я был в команде замечательных специалистов, которые делали графику для этих фильмов. Но у меня была цель — поработать над зарубежными проектами, проверить себя и прогрессировать дальше. В 2019 году я подготовил резюме и отправил его в 30 лучших киностудий мира, в которых делают спецэффекты для всех голливудских фильмов», — рассказывает «Арбузу» Денис.
Десять компаний из разных стран пригласили его на собеседование. Проходило оно по скайпу с эйчарами. Длительность собеседования 30-45 минут. Проходит оно в несколько этапов. Первый — это знакомство, в ходе которого нужно рассказать о себе, о своих планах, целях и прочее. Если оно прошло успешно, далее происходит второе интервью с супервайзером — главой отдела, в котором будет работать сотрудник. Тут уже приходится отвечать на профессиональные вопросы, обсуждаются профессиональные навыки.
Заключительная онлайн-встреча касается обсуждения контракта, который предстоит подписать и сбор информации о будущем сотруднике у его прошлых работодателей (к этому моменту компании подходят дотошно, обмануть или накинуть себе профессиональных способностей, которых на самом деле нет, не получится). Естественно, беседа проходит на английском языке, да еще и с трудным новозеландским акцентом. Денису приходилось быстро мысленно переводить все сказанное, формировать ответ на русском (в конце концов мы все мыслим на родном нам языке) и мысленно переводить его на английский. Все это за считанные секунды. Для неподготовленного человека задача непосильная
По итогам интервью две компании предложили тренеру в прошлом и первоклассному специалисту по спецэффектам в настоящем контракты. В своем штате Дениса захотели увидеть кинокомпания из Канады и новозеландская Weta Digital. Как мы уже знаем, выбор был сделан в пользу второй. Решающим фактором стало то, что Weta готовилась к разработке спецэффектов для «Аватара-2» и самого дорогого сериала — «Властелин колец».
Но тут случилось непредвиденное — ковид. Границы стран закрыли. Наш собеседник признается, что ему пришлось ждать полтора года, чтобы переехать. Все это время он был на связи со своими будущими работодателями, а перед переездом у него было последнее решающее собеседование. Долгие месяцы ожидания Денис Елдышов учил английский потому что «после школы он был на низком уровне».
Так, в конце лета наш герой вместе с семьей оказался в Веллингтоне — столице Новой Зеландии.
Страна оказалась противоположностью России: разница во времени (девять часов с Астраханью и десять с Москвой), из-за того, что страна находится в южном полушарии, то зимой тепло, а летом холодно. Пришлось привыкать и к наряженным на Новый Год пальмам, не только елкам.
В чем же заключается работа бывшего астраханца? Да собственно в том, что делает любой голливудский блокбастер столь масштабным, неповторимым и что заставляет нас задаваться вопросом: как они это сделали. Другими словами — в создании спецэффектов. Непосредственно Денис участвует в создании атмосферных эффектов — это огонь, вода, взрыв, разрушение зданий, магические элементы, пыль, искры, компьютерная кровь, мышцы.
Объясним на пальцах. Супервайзер ставит задачу: сделать взрыв или выстрел из танка. Сначала сотрудник подбирает референсы и смотрит, как бы это выглядело вживую. Далее уже зависит от проекта. В некоторых можно привнести свое видение. А, например, в «Аватаре» все было строго.
«На проекте «Аватар» я занимался симуляцией эффекта океана, воды, подводного мира, пены, капель, которые капают с персонажей. Там особо творчества не было. Нужно было сделать все так, чтобы это выглядело, как настоящая вода. А во «Властелине колец: Кольца власти» я мог сделать несколько своих вариантов, показывал их супервайзеру и мы решали какой лучше», — раскрывает подробности производства фильмов наш собеседник.
Кстати, он опроверг один из стереотипов: голливудские фильмы такие высококлассные, потому что над каждым эффектом долго работают. Это не так. Сотрудникам приходится работать по многу и очень быстро. Денис даже признается, что еще никогда он не работал так много и интенсивно. И это несмотря на то, что над «Аватаром» работали сотрудники со всего мира.
Привлекательным оказался и сам контракт. Разглашать его детали запрещено, но вот некоторые моменты. Как правило, иностранные кинокомпании в которые трудоустраивается сотрудник, берут на себя все расходы по перелету, страховке, двухнедельному проживанию, пока подыскивается постоянное жилье, на этот же период предоставляется автомобиль. Часто менеджеры компании помогают в открытии банковского счета, подключении интернета и сотовой связи, а также подыскивают жилье. Кстати, в Новой Зеландии работники Weta Digital сродни селебрити. Да, в маленькой стране гордятся своей кинокомпанией. У ее сотрудников могут брать автографы, уступить место в очереди, сдавать дом или иметь дела с ними считается престижно.
Но это не единственное отличие. Если сравнивать подход в работе в российских студиях и иностранных, разница большая. Например, ментальная. У нас все индивидуально, есть негласная конкуренция, отмечает наш собеседник. Чтобы коллеги помогли, у вас должны быть хорошие отношения. Но это сказывается на общем результате и общей цели, говорит Денис.
«Когда я приехал, то был удивлен. Мой супервайзер мне сказал: «Ты только приехал, ясно, что у тебя будет много вопросов, не ищи и не думай, сразу обращайся ко мне, я сразу объясню. Если у тебя что-то не получается, есть какая-то проблема, это не твоя проблема, это наша проблема, которую мы решаем вместе», — вспоминает наш собеседник.
Он отмечает, что в ту же Weta Digital приезжают уже готовые специалисты, молодежных амбиций у них меньше или практически нет, сейчас ты просто работаешь, пусть и много. Именно поэтому такие люди легко делятся знаниями и опытом. Российские специалисты в своей массе молодые 18-28 лет, поэтому и есть конкуренция.
«При трудоустройстве я встречал только в российских компаниях практическое задание или предложение поработать на испытательном сроке. В иностранных компаниях, с которыми я сталкивался, такого нет. Думаю, все это потому что там тебя уже берут, как готового специалиста. Тебе дают хороший контракт, но и ты должен быть на уровне. У нас это, скорее всего, начальный этап, молодежь, которая только идет в индустрию. Возможно это правильно. Многие, конечно, крутят носом, многие соглашаются. Зато ты научишься, наберешься опыта, соберешь шоурил, а так с чего его собирать, если ты молодой», — говорил Денис.
Своим любимым направлением в кинематографе Денис называет научную фантастику, а любимым фильмом — «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Среди режиссеров, с которыми бы хотелось поработать — Стивен Спилберг и Нолан (а Джеймс Кэмерон уже сбылся)
«Самое главное для меня, когда режиссер вкладывает какой-то мессендж и дает людям веру, мотивацию к обучению, к стремлению, к познанию чего-то нового. Думаю, это и есть главная цель кинематографа. Он должен дарить эмоции, но если эти эмоции еще помогают развивать и двигать нашу планету вперед, то я двумя руками за такой кинематограф», — считает наш герой.
Над какими картинами сейчас работает Денис Елдышов, он сказать не может — это тоже условия контракта. Но известно, что это картины, уровень и масштаб которых не уступает всем мировым блокбастерам. Сейчас Денису приходит множество предложений о работе в других иностранных киностудиях, например, Disney. И наш собеседник пока обдумывает дальнейшие шаги своей карьеры.
Ну и наконец, мы не могли не спросить про Астраханскую область. Конечно же наш герой по ней скучает, в конце концов, тут живут его родные, прошло его детство. А еще он скучает по астраханским арбузам и дыням, с которыми новозеландские не сравнятся.
«Скучаю по сушенной вобле и помидорам, которые росли у бабушки в огороде», — говорит Денис.
Молодым астраханцам, которые также хотят заниматься в своей жизни чем-то масштабным и интересным, он советует мечтать. Боязнь мечтать — это современная болезнь. Денис вспоминает, что когда он работал тренером и общался с молодыми игроками, многие не знали, чего они хотят, у них не было большой мечты.
«Меня это всегда печалило. Я всегда знал чего хочу. Поэтому самое первое это — мечта. Это веянье, мания к приключениям, увидеть, что там за горизонтом. Нужно верить, что все у вас получится. Отметайте людей, которые будут вас отговаривать. Всегда учитесь и окружайте себя людьми с такими же горящими глазами, которые хотят менять наш мир к лучшему. Окружение всегда важно. Лучше быть худшим среди лучших, среди гениев. Тогда вы научитесь понимать, как они думают и действуют», — резюмирует Денис Елдышов.