О местной специфике и местном воровстве: почему в Астрахани так чудовищно много собак
Недавно автор этих строк в поисках чашки кофе вышел ночью из мотеля где-то под Ростовом-на-Дону и в темноте забрел в заросший проулок между трассой и ограждением. Мелькнула мысль: «А вдруг собаки? Место глухое, кругом ни души».
Но, к удивлению, ни одна собака не потревожила ночную прогулку. Уже утром девушка на ресепшн на вопрос: «А что, у вас тут собак совсем нет?» ответила: «Есть, конечно, просто дождь, они попрятались». Вы представляете такой дождь, чтобы он разогнал астраханские стаи? Под Ростовом в ту ночь едва моросило.
Так почему же в Астрахани такие дикие полчища уличных псов, что они уже задирают людей? Почему их нет в других регионах (по крайней мере, в некоторых), где действует тот же закон «Об ответственном обращении с животными», на который принято пенять при каждом случае?
Некоторый свет на это пролило сегодняшнее обсуждение в Думе Астраханской области обращения к федералам об усыплении агрессивных собак. Дискуссия получилась не просто живой, но и содержательной.
И вроде все согласны
О том, что содержится в обращении, мы уже писали, прочитать можно тут. Суть инициативы в том, чтобы закрепить законодательно приоритет здоровья и жизни людей, а также ввести в федеральный закон норму, позволяющую гуманно усыплять агрессивных собак при наличии достоверно установленного диагноза.
Представителям всех фракций было дано право выступить по данному вопросу. Не все уложились в положенные пять минут, кто-то брал дополнительное время. В итоге обсуждение обращения заняло почти столько же времени, сколько остальная повестка.
Все пересказывать нет смысла. В основном эмоционально высказывались важные, но очевидные вещи. Что «это общая тематика, независимо от фракционной принадлежности» (Анастасия Журавлева, «Новые люди»), что «мы для всех, кто плачет, для всей матушки России делаем хорошее дело» (Евгений Дунаев, «Справедливая Россия»). Владислав Коняев попенял на аргумент по поводу непомерного количества денег, которые придется тратить на пожизненное содержание агрессивных псов: «Дело не в деньгах. Собак не должно быть на улицах. Этого хотят все. И неважно, сколько на это придется потратить денег».
О местной специфике в виде воровства
Самое интересное началось, когда слово взял справедливоросс Олег Шеин.
Его нередко обвиняют в том, что именно с его подачи был принят закон, из-за которого теперь «все беды». Олег Шеин уже в который раз рассказал, что был против принятия закона в том виде, в каком он существует. Что все предлагаемые к нему поправки систематически отклонялись. Поручение президента привести в порядок нормативную базу в области обращения с животными не выполнено. В том числе в части обязательной регистрации домашних животных и финансовой прозрачности подрядчиков. «Итогом этого стали массовые злоупотребления и срыв программ, ярчайшим примером чего является Астраханская область», - заявил политик. А именно:
2019 год, стартовый: частным подрядчиком похищено 2 млн рублей. ФСБ и УМВД производили арест, возбуждено уголовное дело, виновный осужден.
2020 год: в Харабалинском районе украдено полтора миллиона рублей, опять ФСБ и УМВД отработали. В Астрахани из выделенных 38 миллионов не было потрачено 27 млн рублей - 70% средств. Фальшивая отчетность, когда фото одной и той же собаки несколько раз выкладывалось на сайте, несколько раз списывались деньги. Когда появился честный подрядчик и начал выполнять работу, ему не заплатили денег, он их выигрывал по суду.
2021 год: январь – апрель отлова нет, в конце мая проводится первый конкурс, второй конкурс в июне отменяется. Реальный отлов начинается в августе, весенний рост популяции оказывается пропущен.
2022 год: муниципальный приют, где худо-бедно наладилась работа, не получил ни рубля государственных денег. Все контракты ушли в частную фирму «Экоприют», где, по оценкам следственного комитета, из 52 миллионов полученных денег 47 млн рублей ушло к владельцу – экс-депутату гордумы Андрею Невлюдову.
«И об этом, мне кажется, надо написать в обращении. Показать, что если в регионе 90% средств похищено, то естественно, трудно ожидать, что будет хорошая ситуация», - предложил Шеин. Добавив, что без внесения вышеуказанных поправок и без выполнения поручения президента отстрел превратится в такую же кормушку, как сейчас отлов.
Мы пошли другим путем
После этого выступления председатель комитета по инфраструктурному развитию и строительству единоросс Александр Клыканов попросил дать ему слово еще раз.
С некоторой обидой, что, по мнению Олега Шеина, обращение депутатов «это не то», он заверил, что никто не против чипирования домашних животных. Но при том количестве, которое сегодня имеется на руках у граждан, быстро порядок не навести. А ситуация требует экстренных мер. Причем не только в Астрахани.
Да, есть позитивные примеры - например, Нижний Новгород, где ОСВВ начали заниматься еще с 2014 года. «Но у разных регионов были разные стартовые условия. Где-то еще перед вступлением в силу закона стали строить приюты. А большинство регионов стали, прошу прощения за выражение, зачищать площадки. Чтобы при вступлении в силу норм закона ситуация была более спокойной. Мы пошли по первому пути. Увы, как теперь оказывается», - посетовал Александр Борисович.
Конечно, эти слова ни в коем случае не следует воспринимать, как сожаление, что в Астрахани не «зачистили площадку». А лишь как досаду и огорчение от того, насколько сложной оказалась ситуация.
Однако Александр Клыканов выразил надежду, что голос астраханских депутатов на этот раз будет услышан и учтен. Ведь одновременно с нашим вышло еще несколько законодательных инициатив. «И одна из них говорит о том, что нужно переходить к учету местных условий, региональной специфики – не воровства, естественно, а объективной специфики – для того чтобы принимать адекватные меры, которых ждет от нас население. Именно на это направлено наше обращение», - резюмировал он.
В итоге из 38 депутатов за обращение проголосовали 36, двое воздержались.