Журналист ПУНКТ-А посадил в Астраханском заповеднике около сотни саженцев такой нужной белой ивы
Весна манит на природу. Можно поехать на рыбалку, на шашлыки. А можно потрудиться, как это и сделали в минувшие выходные участники акции «Иве белой – быть!», а с ними – журналист ПУНКТ-А Вероника Иошко.
Кто бы думал, что сажать деревья – это серьезный труд? Ну ладно, мужчины, они бурят лунки.
Но таскать колья и вставлять их в лунку – что, казалось бы, сложного?
Однако через два часа и полтора километра идти, продираясь через заповедные заросли, становится все труднее, а каждый кол кажется тяжелее предыдущего. Через три часа радуешься «передышке», во время которой трактор переезжает на следующий участок, таща на себе бочку с водой, а мы понуро бредем вслед. И, кажется, никогда в жизни ничто так не радовало, как слова: «Сейчас придет лодка, дети и женщины едут на кордон».
А там ждала уха – такая вкусная, какой, кажется, еще никогда не ел. Усталость как рукой сняло. Особенно когда подсчитали, что в этот день мы посадили около 700 саженцев. На 7 человек выходит примерно по сто на каждого. А это – повод для заслуженной гордости.
Немного цифры
Лесовосстановлением сотрудники Астраханского заповедника занимаются десятилетиями. Присоединяются и неравнодушные люди, которые искренне хотят помочь заповеднику и природе региона. С 21 по 23 апреля высадили около 1600 саженцев на Трёхизбинском, Дамчикском и Обжоровском участках. А за последние пять лет – 12,5 тыс. саженцев на площади 40 га. В этом году к посадкам присоединились активисты Народного фронта, участники движения «ЭкоБабайка», сообщества «Экология Астрахани», студенты АГТУ.
Где родился, там и пригодился
Это не про нас, а про иву. Одно время в астраханской дельте взялись сажать ясень пенсильванский. Однако польза от него – разве что в качестве пожарозащитных полос: древесина и кора у него настолько плотные, что практически не горят. При этом жизни вокруг ясеня никакой нет. Более того – он губит в пределах своей досягаемости и ту жизнь, что существует – об этом читайте подробнее в нашей рубрике «Записки астраханского натуралиста».
Другое дело – наша белая ива. В ее мягкой коре селятся разные жучки-червячки. Они служат кормом для дятлов, которые тут же делают себе дупла. На мощных ветвях гнездятся птицы – бакланы, орланы, цапли и другие. Ломкие веточки ивы они используют для строительства гнезд. В корнях и старых пнях устраивают себе жилище норки, енотовидные собаки. Даже старые упавшие в воду деревья продолжают играть важную роль – на них возникают целые островки из травянистых растений и не прочь поселиться водяные полевки. А высохшие, лишенные коры и веточек стволы ветлы, сплавляясь по течению на мелководные участки авандельты, становятся излюбленным местом отдыха для множества птиц.
Вот такая жизнь кипит вокруг белой ивы. Не говоря о том, что она спасает берега от обрушения и размыва.
Хрупкая красота
Пейзаж с ивами на берегу настолько привычен астраханцам, что кажется, она была, есть и будет всегда. Зачем ее сажать? Однако экологи уверяют: красота ивы белой хрупка и нуждается в заботливых руках человека. Галерейные леса ежегодно губят бушующие в дельте Волги пожары. А сгоревший ивовый лес самостоятельно уже никогда не восстановится. Ива белая хорошо растёт только на новообразованных островах. На «старых» островах более живучие злаки не дают взойти молодой поросли. Естественное самовосстановление составляет меньше одного процента. И без помощи человека дельта Волги уже, наверное, стала бы почти безлесной.
Кстати, саженцы ивы белой обязательно высаживают на пике паводка, потому что она настоящий «водохлёб», и молодым деревьям необходимо очень много воды для хорошей приживаемости. А приживаемость ивы, посаженной коловым способом в Астраханском заповеднике, очень высокая. В чем можно убедиться на фото.
Нынешнее состояние ивовых посадок прошлого года
Прибрежный молодой лес с высоты, как пример искусственного лесовосстановления на заповедных территориях
Фото: «Экология Астрахани»