Финита ля комедия. Похода из варяг в персы не будет, драккар «Скальд» возвращается восвояси
Драккар «Скальд» погрузили на трейлер, сегодня он отправится домой сухопутным путем. Как и его команда. Поход «Из варяг в персы» не состоялся.
А как красиво все начиналось. Самый большой драккар России, 18-метровый «Скальд», точная копия корабля викингов IX-XI веков, вышел из Астрахани, чтобы завершить свой путь в Дербенте и повторить маршрут посольства русов, прибывших по просьбе Дербентского эмира Мамуна бин Ахмеда бин Абд аль-Малика в 987 году с берегов Итиля на 18 таких же судах.
Опытная команда, которая до этого на исторических судах бороздила Белое, Азовское моря, Онежское озеро, к походу готовилась долго и тщательно. Но… нашлись формальности, из-за которых драккар не выпустили в море. В Белом и Азовском морях этот вопрос решался, у нас – нет. Как шутят сами путешественники, если бы в Средневековье существовал ГИМС, посольство русов к эмиру не состоялось бы. Да и вещий Олег не совершил поход на Царьград – ему бы не выдали разрешение.
Ну, не получилось. Стоит ли эта история внимания? Это ведь личное дело команды и шкипера. Если бы не одно но.
Есть некий индикатор, по которому можно судить, стоящее ли событие или так себе рядовое. СМИ часто обвиняют в «продажности» и погоне за хайпом. В драккаре викингов нет ни того, ни другого: ни «указки сверху», ни налета скандальности. Однако о старте похода написали все астраханские СМИ. А также липецкие (откуда «родом» драккар), дагестанские (куда он должен был прибыть), федеральные. Потому что это свежо, необычно, это так выбивается из рутинной повестки совещаний/голосований/благоустройств и неустройств. А разве не это нужно людям? В том числе туристам – живое событие, яркие эмоции. В Астрахани такие события не столько уж часты.
Фото: Людмила Кузнецова
Ведь сколько ни говори «туристическая привлекательность региона» - слаще не станет ни во рту и нигде. Разве что на душе у чиновника, который поставил галочку: провели очередное совещание, выпустили релиз.
О походе было известно еще в январе. Если бы им заинтересовались не только журналисты, но и те, кто отвечает за «туристическую привлекательность» и «имидж региона». Взяли на «кураторство», сопровождали, помогли с документами и согласованиями. Пришли, посветили лицом. Тратиться не надо – готовый проект сам приплыл в руки. Какая красивая получилась бы картинка: Астрахань – морские ворота, город мореходов и торговцев, многонациональный край, где всегда рады гостям. Рассказали бы друг другу об историческом судостроении и возрождении традиций, о том, как сохраняют традиции в Астрахани. Если бы… Но это сослагательное наклонение, которого история не терпит.
А теперь картина получается совсем иная. Волна негатива в соцсетях – а их влияние не стоит недооценивать. У Павла Семенова, руководителя проекта, основателя самого известного военно-исторического фестиваля «Русборг» - 2,7 тыс. подписчиков только ВКонтакте. Его пост о том, что «в Астраханскую область больше ни ногой», прочитали 2,9 тысячи человек. Вряд ли эти люди захотят теперь посетить Астрахань. А есть еще 23 члена команды, у каждого из которых – своя аудитория.
Да, наверно, формально отказ был обоснован. Но негативный шлейф будет тянуться не за ведомством, не за должностным лицом, а за Астраханью. Как говорится, нет повести печальнее на свете… Вот такие размышления по поводу.