Человек из города А. Дьяк, построивший Астрахань
Можно провести такой эксперимент. Подойти в центре города к прохожему и спросить: «А кто построил Астрахань?». Ответы будут «удивлять» диапазоном — от Ивана Грозного до Петра Великого, иной раз вспоминают даже Батыя, явно путая Астрахань с Сарай-Бату. Но вот дьяка Ивана Выродкова, построившего на нашем Заячьем бугре деревянную крепость-острог, практически никто не называет. А ведь так и начиналась наша Астрахань, с этого самого первого Кремля. И память Ивана Григорьевича стоило бы чтить.
Первый русский инженер – фортификатор
Итак, Иван Выродков был дьяком. К слову, это государственный служащий, а не церковнослужитель, как опять же неправильно считают многие. Род Выродкова не аристократический, предки были служилыми людьми, которые выполняли военные и административные обязанности при московских князьях. Иван Григорьевич состоял в Разрядном приказе — органе управления вооруженными силами.
Историки считают Выродкова первым русским инженером, или как тогда говорили, «розмыслом». Скорее всего, фортификационному ремеслу он обучился у итальянцев, которые не только построили московский Кремль, но и в дальнейшем обучали московитов военным премудростям.
Сведений о доастраханском периоде службы Ивана Выродкова немало, но они обрывисты. Хотя и достаточны для того, чтобы убедиться в авторитете и талантах этого человека. В 1538-39 годах он ездил в Ногайскую Орду, где вёл переговоры о торговых делах. Выродков - Участник Земского собора 1549 года, на котором шло обсуждение готовившихся реформ 1550-х годов. Участвовал в Казанских походах: в 1547 году - помощник при командовании «лёгким нарядом», в 1550 году помощник в канцелярии. Зимой и весной 1551 года руководил строительством семибашенной Свияжской крепости. Крепость, кстати, построили в рекордно короткие сроки — за 28 дней, ее срубили в Угличе, а на месте уже собрали. Это был первый подобный опыт, такого не умели даже в Европе. И именно после укрепления Свияжска удалось взять Казань, которую до этого осаждали четыре раза!
После этого Выродков возвел еще множество военных объектов для набирающего силу Московского государства. В 1557 году он возводил крепость в устье реки Нарвы накануне Ливонской войны. В том же году под руководством инженера была построена крепость в Галиче, недалеко от Костромы. После чего был направлен в Астрахань.
Астраханский воевода
Точнее, Астрахани еще не было. На месте нынешнего кремля находился временный военный лагерь, который обустроил первый астраханский воевода Иван Черемисинов. Но царь уже тогда ставил задачу — возводить крепость на века, создавать южный форпост страны. Было совершенно понятно, что крымско-татарские правители, при поддержке Оттоманской Турции, не захотят выпускать низовья Волги из своих рук. И обязательно быть войне.
Выродков сначала строит крепость, а потом назначается астраханским воеводой. И служит здесь три года. Астраханский кремль к 1560 году — это насыпной вал с деревянными стенами. Стены возводились по принципу «сэндвича» - между бревнами засыпались камни и глина, так что пробить их было не так-то просто. И в этом позже убедятся турки и крымские татары. В 1569 году они сделают попытку овладеть Астраханью. Безуспешную. Деревянная крепость «ощетинилась» пушками, и атаки были отбиты.
Помимо стен, внутри кремля была построена первая церковь Николая Чудотворца, сооружались арсеналы, склады, жилые постройки. А параллельно воевода вел постоянные переговоры с татарскими ханами и мурзами. Складывались они не совсем удачно, и в итоге ногайский хан Измаил пожаловался на Выродкова самому Ивану Грозному. Весной 1561 года царь повелел «привести Выродкова скована к Москве». Впрочем, после допроса экс-воеводу освободили. Шла война в Ливонии, и опытные воеводы были нужны позарез. А опыт и авторитет Выродкова были известны государю. Более того, ведь Иван Григорьевич за казанские подвиги удостоился именной байданы (кольчуги) из рук Ивана Грозного. Что в те времена было показателем высокого общественного статуса государственного мужа. Сейчас эта байдана хранится в Оружейной палате Московского кремля.
И карьера Выродкова продолжалась. Он был назначен воеводой в Великие Луки, в 1563 году возглавил осадные работы во время Полоцкого похода 1562-63 годов. После взятия Полоцка руководил строительством близлежащих крепостей.
Чтобы не поминали
Увы, но жизнь этого замечательного человека закончилась трагически. И тут необходимо сделать «поправку на время» - это печально известный период опричнины. Внезапно Выродков лишился царской милости. Полагают, что виной тому стали его родственные отношения с царским конюшенным боярином И. П. Федоровым – Челядниным, в прошлом руководителем Земской думы, которого царь счел личным врагом. Иван Григорьевич понимал, что дни его сочтены, и даже сделал попытку уйти в монастырь, приняв постриг. Но не успел.
В сентябре 1568 года он был схвачен опричниками по ложному доносу дворового человека Митки Нелибова, пытан и казнен. Вместе с ним лишились жизни практически все представители рода Выродковых - четверо его детей, два брата, сестра, и члены их семей – всего семнадцать человек. Почему такая неоправданная жестокость? Этому есть объяснение — уничтожить весь род, чтобы «виновника» никто на земле не поминал, и душа его маялась без поминовения. В опричный период нашей сложной истории такое случалось нередко.
Но имя дьяка и его дела история сохранила. А в Астрахани не мешало бы увековечить память Ивана Выродкова в названии какой-либо улицы. Ведь Астрахань, по большому счету построил именно он.