Не воруй, не убий. Еще один законопроект о бездомных собаках внесен в астраханскую облдуму
В Думу Астраханской области внесен еще один законопроект о собаках без владельцев. В отличие от предшественника, в нем ни слова о массовом истреблении живых существ. Проект не меняет существующий порядок, но предлагает сделать деятельность по отлову-выпуску прозрачной.
Немного о предыстории вопроса. Летом этого года федеральные законодатели дали право регионам принимать свои законы об обращении с животными без владельцев. Ящик Пандоры открылся, последствия не заставили себя ждать. Первопроходцем стала Бурятия, 16 ноября принявшая республиканский закон, приговоривший практически всех поголовно уличных собак. В соответствии с ним отловленные животные (в том числе стерилизованные с бирками) помещаются в пункт временного содержания, где находятся не более 30 дней. Больных и агрессивных усыпляют сразу или на десятый день. Другим дают призрачный шанс обрести хозяев. Кому не повезло – на 31-й день отправляются прямиком в собачий рай. Помилование светит только хозяйским псам, но не всем, а зарегистрированным – им дается еще 60 дней в приюте. Если хозяин не пришел – собака тоже отправляется под нож эвтаназию. Любопытно, что одной из целей принятого закона бурятские законодатели указали «гуманное отношение к животным без владельцев». Видимо, отправиться безболезненно на тот свет, по их мнению, гораздо приятнее, чем жить страдая.
Аналогичный законопроект в начале декабря внесли в Думу Астраханской области беспартийные депутаты Евгений Дунаев и Владислав Коняев. В отличие от бурятского, он более витиеват. Но, если продраться сквозь словесные дебри, в остатке остается то же самое: гуманному убиению подлежат больные, агрессивные, потенциально опасные (более 40 см в холке), а также невостребованные, вне зависимости от размера и характера. То есть практически сто процентов всех собак. С той только разницей, что астраханским песелям отводится всего 15 дней надежды на жизнь.
Автор «альтернативного» законопроекта, поступившего в Думу Астраханской области на днях, Олег Шеин, тоже апеллирует к статистике. Ужасающей, да. По отчетам астраханского правительства, за три года в регионе простерилизовано 24 тысячи собак (5575 в 2021 году, 8207 в 2022-м, 10345 – в 2023-м). При этом, по данным ветеринарной службы на май 2023 года, в области обитает 23 тысячи уличных особей. В других регионах за годы действия программы ОСВВ популяция снизилась в разы, у нас осталась на том же уровне. В целом по стране за время действия 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» число укусов снизилось на 16% и в 2022 году составило 28,9 на 100.000 населения. В Астраханской области покусали 480 на 100.000 населения. То есть в 15 раз больше.
Однако вывод из этих цифр делается прямо противоположный: это не собаки в Астраханской области такие злобные. Это люди воруют. В более политкорректной, конечно, формулировке: «неэффективность управленческих решений, многочисленные случаи неосвоения или хищения бюджетных средств». Действительно, факты мошенничества при отлове и стерилизации с 2019 года выявляются в регионе ежегодно, самый громкий случай – ООО «Экоприют», где уплыли в неизвестном направлении 47,5 млн рублей.
Так что, считает автор, не на собак надо вешать всех собак, а сделать прозрачной деятельность по отлову и стерилизации. В том же Экоприюте не то что общественники – даже служба ветеринарии не имела возможности попасть на территорию, что, конечно же, нонсенс. При этом муниципальный приют, с которым были налажены все пути взаимодействия, весь 2022 год простаивал по странному предлогу.
Законопроект предлагает узаконить не массовое убийство, а общественный контроль, закрепив за общественными инспекторами право беспрепятственно посещать приюты, присутствовать при отлове и выпуске, бесплатно получать от предпринимателей и юрлиц копии записей отлова и возврата и т.п. Нарушение этих норм должно стать основанием для досрочного расторжения контрактов на отлов.
Последнее в 2023-м пленарное заседание областной думы должно пройти под занавес года. Ждет ли астраханских псов новогодний «подарок»? И какой?
Фото: piqsels.com