300 лет назад в Астрахани было три «мэра». А теперь достаточно одного
Вот-вот народные избранники городского разлива сообщат нам имя нового мэра Астрахани.
Мэр – это в вольном переводе «старший». Само название появилось у нас в постсоветское время, когда первые секретари горкомов и председатели горисполкомов уже ушли в историю. И, пожалуй, сейчас у нас есть повод вспомнить наших мэров за последние три десятилетия добрым словом. Или недобрым? Ну, тут возможны разные оценки.
Кстати, поводов целых два. Второй – осенью 1724 года, то есть триста лет назад, в Астрахани был создан новый орган управления - Городской Магистрат, который объединил судебные, административно-полицейские и налоговые функции. Во главе этого магистрата стоял Президент и два бургомистра. То есть, управляло городом трио топ-менеджеров! К сожалению, об успехах и неудачах той системы управления осталось крайне мало сведений.
Владимир Щербаков
А вот первым мэром новейшего времени можно считать Владимира Щербакова. Таковым он был назначен указом президента Бориса Ельцина рубежной осенью 1991 года. Он, весной того же года, с должности директора Трусовского рыбзавода пришел на пост председателя Городского совета, и, зарекомендовав себя демократом, оказался в новой обойме руководителей.
Время его руководства (1991-1996) было чрезвычайно турбулентным. В начало года входили, как правило, без утвержденного бюджета, а тот бюджет, что после вырисовывался, инфляция быстро выветривала. Этот период можно смело называть периодом латания дыр. И если бы не постоянная поддержка главы области Анатолия Гужвина, город бы совсем поиздержался. Тем паче, экономика тогда уступала политике, а в Городском совете числились (именно числились, потому как далеко не все приходили на заседания) аж 225 человек! С разными мнениями!
Но, Астрахань удержалась, а к числу заслуг Владимира Романовича Щербакова принято относить принятие Устава города и вообще – основ нового местного самоуправления. А также закладку традиции празднования Дня города и выявления Почетных горожан.
Игорь Безрукавников
Он пришел на должность мэра, победив на выборах 1996 года, и уже имея за спиной опыт и административный ресурс – успел поработать заместителем градоначальника Щербакова, ушедшего в банкиры. Кстати, выборы были вполне конкурентными – Безрукавникову противостоял уже известный в регионе политик Анвер Алмаев.
Время Безрукавникова(1996-2004) тоже сложно назвать периодом эпикурейской благодати. Экономику продолжало штормить, и кризис 1998 года стал мрачным испытанием. Но глава Астрахани не унывал и с самого начала позиционировал родной город за рубежом. Он успел заключить целый ряд побратимских соглашений, в том числе и с американскими городками. Вскоре Игорь Александрович стал занимать видные посты в различных международных организациях, типа Международной ассамблеи городов. Впрочем, на благосостоянии Астрахани это мало сказалось.
Кстати, Безрукавников был именно «полноценным» хозяином областного центра, ведь он являлся не только мэром Астрахани, но ещё и председателем городского Совета. То есть, не только управлял городским хозяйством, но и мог принимать любые нормативные акты.
Сергей Боженов
А вот этот мэр первоначально «полноценным» хозяином не считался. В декабре 2004 года он действительно победил на выборах Игоря Безрукавникова, который был настолько уверен в своей победе, что проводил довольно слабую «контрзащиту». Но. С учетом положений городского Устава, принятого в 2004 году, Боженов избирался в качестве главы городского совета. А главой города должен был стать избранный на конкурсной основе сити-менеджер. Подобный дуализм показал свою проблематичность уже тогда, а после 2015 года он и вовсе приобретет характер острого конфликта.
Но Боженов перешел к решительным действиям незамедлительно. Уже 22 декабря 2004 года он опротестовал в Кировском райсуде Астрахани пункты действовавшего на тот момент Устава, не позволяющие менять главный городской нормативный акт для действующего созыва депутатов. И в этот же день, депутаты…пошли ему навстречу, внеся поправки и сделав полновесным мэром.
Время боженовского управления занимает особую страницу в истории Астрахани. С одной стороны – мощное и качественное обновление, ремонт улиц, мостов, зданий, содержательное благоустройство целых микрорайонов. Что объективно можно объяснить не только талантами Сергея Боженова, но и энергичной деятельностью губернатора Александра Жилкина, который развивал в федеральных кабинетах тему 450-летия Астрахани. А с другой – масштабные пожары в центре, откровенно криминальные разборки при застройке города, рейдерские захваты и прочие «громкие» фрагменты.
Боженов становился мэром дважды, в 2004 и 2009 годах. Но в декабре 2011-го сделал неожиданный «финт», ошарашив горожан. Он избрался в Государственную думу, и через СМИ объяснил астраханцам, что «по-прежнему будет заботиться об Астрахани, только на законодательном уровне». А очень скоро удивил еще больше, пересев в кресло волгоградского губернатора.
Михаил Столяров
Сей мэр «прославил» город еще круче, чем Боженов. Он победил в марте 2012 года, и эта победа стала поводом для мощного протеста Олега Шеина – основного конкурента Михаила Столярова на тогдашних выборах. Шеинская голодовка той весны стала событием федерального масштаба. Астрахань поминали на всех центральных каналах, и вовсе не в контексте образца политического спокойствия. А отдувался чаще даже не мэр, а губернатор.
За полтора года мэрства Михаил Николаевич, которого позиционировали как профессионала и хозяйственника, успел сделать не так много. И… погорел на взятке.В ноябре следующего года он был задержан сотрудниками МВД в рамках уголовного дела, расследуемого Следственным комитетом. А Астрахань продолжили «славить» во всех СМИ от Калининграда до Владивостока.
Не хозяин, а хозяйка
Далее наступает эра матриархата. В том плане, что городскую власть берут в свои руки женщины. Вернее, им ее дают. Первой становится Ирина Егорова, которой полномочия передает Михаил Столяров. Кстати, прямо из СИЗО. Именно ее он выбирает из своих заместителей, и завещает далее развивать город.
Ирина Егорова оказывается в непростой ситуации. Юрист по образованию и функциональным обязанностям, она получает от губернатора важнейшее экономическое поручение – готовить Астрахань к четвертому Каспийскому саммиту-2014, в котором будут принимать участие главы прикаспийских государств. И большая часть ее небольшого мэрского срока (осень 2013-весна 2015) связана именно с работой по проведению уборки в областном центре.
При этом все время своей работы Егорова была ВРИО, а не мэром. И весной 2015 года, после очередных изменений в Уставе города, ей на смену приходит Елена Симеонова, председатель Городской думы.
Теперь именно думский руководитель считается «старшим» городским начальником. А «младшим» будет так называемый сити-менеджер, который и станет непосредственно заниматься городским хозяйством. Таковым статусом наделяют Олега Полумордвинова.
Но полномочия Городской думы под руководством Елены Симеоновой истекают осенью 2015 года, проходят новые выборы депутатов. Которые уже из своей среды избирают новую главу, снова – представительницу прекрасного пола. Это экс-директор типографии «Волга» Алена Губанова.
Двуглавый мэр…
Таким образом, к концу 2015 года в Астрахани устанавливается так называемая двуглавая модель местного самоуправления. Подобная штука опробована в Европах, но у нас она не всегда приживается. Об этом, кстати, еще в августе того года говорит Дмитрий Азаров, председатель комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике и МСУ, и приводит в пример Нижний Новгород, где уже сложилась конфликтная ситуация между двумя главами.
Увы, в Астрахани поговорка: «Одна голова хорошо, а две лучше» также не оправдывается. Очень скоро становится понятно, что тандем «Губанова-Полумордвинов» крутит педали далеко не синхронно. Здания на Чернышевского (Городская администрация и Городская дума) в целом ряде случаев становятся антагонистами. Споры и конфликты переходят в разряд обязательной программы заседаний, совещаний и круглых столов.
Причем, ситуация только на короткое время меняется к лучшему, когда на смену Олегу Полумордвинову в ноябре 2018 года приходит Радик Харисов. Он тоже сити-менеджер, а Алена Губанова – глава города. Очень скоро возникают очередные камни преткновения, властно-муниципальный дуэт снова не складывается. И характерно – полноценным мэром в те годы не может назвать себя ни одна из сторон. Это слово вообще стараются не использовать.
Тем временем город живет своей жизнью. Словосочетание «Каспийская столица» (терминология жилкинско-боженовского периода) употребляется все реже, но казна становится полнее, и это позволяет закрывать насущные потребности).
…и снова одноглавый
Подобная дисгармония в муниципальной власти продолжается до весны 2020 года. К тому времени областные парламентарии принимают закон, сноваменяющий порядок избрания главы МО «Город Астрахань». Двуглавая система отменяется, как неэффективная. Отныне глава Астрахани будет избираться также гордумой, но «из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса». И мэр опять один, а не два.
В этот период на другую работу переходит Радик Харисов, и должность сити-менеджера (пока еще) снова освобождается. Городские депутаты (в их руках пока рычаги назначения) в начале марта облачают полномочиями Эльвиру Мурадханову, руководителя правового управления горадминистрации. И уже через три дня она добровольно уходит в отставку, поставив своеобразный рекорд пребывания в этой крайне непростой должности. А главой администрации вновь становится женщина – Мария Пермякова, заместитель главы администрации по строительству и архитектуре.
30 сентября 2020 года на первом заседании Гордумы нового созыва Пермякову избирают главой города. Не администрации, а города!
В июне 2022 года ее на этом посту сменит Олег Полумордвинов, ставший дважды городским начальником в течении одной пятилетки. Хотя, вряд ли это стоит считать везением, учитывая далеко не синекурную работу. Он же явился и вторым астраханским мэром новейшего времени, отправленным за решетку (первым был Столяров).
На фамилии «Полумордвинов» пока стоит закончить исторический обзор мэрства в современной Астрахани. Наиболее внимательные читатели, наверняка заметили, что, начиная с первого срока Боженова, большинство «старших по городу» заканчивали свое пребывание у руля областного центра досрочно. О причинах мы здесь не говорим, просто констатация факта.
Остается порадоваться, что в отличии от ситуации 300-летней давности, нам ныне не нужно избирать или ждать избрания трех градоначальников кряду! Даже сложно представить, каких усилий бы это сегодня стоило, и как бы эти трое делили властные полномочия!
Фото: astrobl.ru, yandex.ru, volgograd.kp.ru