Записки астраханского натуралиста. Когда умирают шершни
Вторая половина осени, температура по ночам опускается ниже нуля. Для нас, людей, это создает некоторый дискомфорт, но для миллиардов насекомых это означает конец их короткой жизни. К примеру, осенью погибают огромные семьи шершней.
Ведущий рубрики – Владимир Паньков
Вторая половина осени, температура по ночам опускается ниже нуля. Для нас, людей, это создает некоторый дискомфорт, но для миллиардов насекомых это означает конец их короткой жизни. К примеру, осенью погибают огромные семьи шершней.
Насекомые, будь это пчелы, бабочки или жуки, во взрослой стадии (или как говорят ученые, в стадии имаго) обычно живут совсем недолго, около месяца. Но первые заморозки означают для них немедленную смерть. Некоторые стрекозы или мухи могут выйти из оцепенения, когда наступит теплая погода, но это скорее исключение из правил. Большинство представителей этого класса минусовые температуры убивают.
Обыкновенных шершней, о которых сегодня пойдет речь, от холодов не спасают даже огромные гнезда, которые они строят обычно в дуплах деревьев. Семьи этих крупных общественных ос к осени могут насчитывать сотни особей. Причудливые конструкции из пережеванной древесины, похожие по своей текстуре на бумагу или картон, скрывают соты, в которых, как в инкубаторе, рабочие особи выращивают свою смену – от стадии яйца, которое откладывает королева, до момента, когда насекомое проходит последнюю трансформацию и расправляет крылья, переходя во взрослую стадию.
Зиму смогут пережить только самки шершней, будущие королевы. Они намного крупнее рабочих особей, длина их тела может достигать 3,5 сантиметров. В сентябре молодые самки обычно выходят, а точнее, вылетают из гнезд одновременно с самцами, трутнями. Последние живут совсем недолго, и вскоре после спаривания умирают. А вот самки с приближением холодов должны найти укромное местечко где-нибудь в трещине, под корой дерева. Весной они проснутся и начнут строить собственное гнездо.
Питаются шершни нектаром растений, сладким соком и прочими калорийными веществами. Белковую пищу они сами переваривать не могут – но ее они относят в гнездо, для личинок. Личинки перерабатывают белковую пищу и вырабатывают сладкие выделения, которые поедают взрослые особи. Это способствует заботе шершней о подрастающем поколении.
Нельзя не сказать о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать в местах обитания шершней – это обычно ленточные леса, старые лесопосадки. Сами по себе шершни не агрессивны и не обращают особого внимания на людей. Но резкие движения, неприятные запахи, громкие звуки могут спровоцировать их нападение. Особенно осторожно надо вести себя около старых деревьев, в которых могут быть гнезда шершней. Обычно осы предупреждают человека громким жужжанием. Но люди не всегда обращают на них внимание, хотя как говорил Винни-Пух, «Это ж-ж-ж-ж – неспроста, самое по себе дерево жужжать не может». Когда я только начинал интересоваться природой, в подобной ситуации мне довелось почувствовать боль от ядовитого жала шершней.
Кроме обыкновенных шершней, которые обитают во многих регионах России, в Астрахани можно встретить намного более редких восточных, или туркестанских шершней. Эти осы немного меньше, они красновато-коричневые, с яркой желтой полосой на брюшке. Кстати, как считают ученые, эта яркая полоса является своего рода природной солнечной батареей.
Восточные шершни, скорее всего, попали в Астрахань из Средней Азии случайно, вместе с какими-нибудь грузами. Увидеть их можно в основном в самом городе – в старых кварталах, или в пригородах, в дачных массивах. За пределами Астрахани я встречал восточных шершней лишь раз, и то недалеко от города.
Восточные шершни еще более теплолюбивы и массово гибнут зачастую еще в сентябре. Холодные ночи и утренние туманы для них могут оказаться смертельны. Тем не менее, вид обитает в Астрахани уже много лет, и, очевидно, вполне комфортно чувствует себя в нашем городе.