Чем жили. На Косе «косячили» взрослые и дети
А мы нынче, без всяких предисловий, берем и читаем газеты начала ноября 1901 года. Что беспокоило тогда жителей, какие новости привлекали внимание, как решались проблемы?
Ведущий рубрики - Сергей Синюков
А мы нынче, без всяких предисловий, берем и читаем газеты начала ноября 1901 года. Что беспокоило тогда жителей, какие новости привлекали внимание, как решались проблемы?
Бродяги или рабочие?
Осень глубокая. Навигация закончилась, путина тоже. Рабочие разъехались по домам. Однако, не все. А зимующие в Астрахани бродяги очень беспокоили местную власть. Посему в ноябре начались рейды.
«За последнее время полицией произведены по ночам обходы ночлежных домов, с целью проверки видов на жительство. Причем, было задержано много безпаспортных. Некоторые, по удостоверении личности, были освобождены, а остальным предстоит не весьма приятная перспектива прогуляться этапным порядком по образцу пешего хождения, так как навигация закончилась. Обращает на себя внимание маленькая подробность. Ночлежный дом на Эллинге, по количеству ночлежников, занимает последнее место. Как мы узнавали, в нем ночевало несколько более 100 чел. Из этих ста человек после обхода осталась только треть. Нужно заметить, что этот дом летом и осенью давал убежище разным рыцарям, шатающимся по городу до поздней ночи, благодаря легкости проникновения в него. Ворота двора не закрывались всю ночь».
Бродяги — это плохо. Еще хуже — в их ряды попадали рабочие, с которыми еще не расплатились хозяева (а иногда этот процесс растягивался на пару месяцев). А ночевать на улице уже холодно. Ноябрь…
Малолетний азарт
Вообще приезжие работяги далеко не всегда служили примером благопристойности. И газеты сетовали, что они дурно влияют на местную шпану:
«Скверной школой для многочисленных ребятишек, обитающих в домах Кононова, Попова, Сандлера и др., на Банной улице, служит производимая разными темными личностями за бараком для найма рабочих игра в орлянку. Проходя мимо, можно обнаружить кружок больших игроков, ворочающих рублями, а невдалеке две-три кучки ребятишек, играющих «на копеечки». Многие дети лезут в круг больших игроков и с горящими глазами следят за летающими вверх монетами. И восторженно выкрикивают: «Орел» «Решка»!. Нужно сказать, что в этой местности живет самая, что называется, «непокрытая» бедность, и чтобы достать копеечку на игру, мальчишка с первых шагов должен прибегать к преступлению: украсть или «выстрелить».
Опять Коса. Банная — это ныне улица Анатолия Сергеева. А о доме Кононова, у которого играли в «орлянку», читайте ниже.
Нет льгот — нет коньяка
Видимо, в ту пору в городе действительно изрядно похолодало. И пришла пора задуматься о производстве горячительных напитков. К примеру — коньяка. Писали об этом немного, но с надеждой:
«Местные виноделы более деятельные и энергичные предполагают заготовлять в Астрахани коньяк, если Астраханская губерния будет причислена к винодельческим районам и наравне с последними будут предоставлены виноделам те же права и льготы, какими пользуется Терская область и другие винодельческие районы».
Вот уж, право, амбиции! Нет, вино в Астрахани делали со времен присланного сюда Ивана Паробича. И выставляли оное даже на парижских выставках. Но коньяк тут не разливали, чего не было, того не было. Хотя, может стоило тогда предоставить льготы? Сейчас бы разливали тысячи декалитров «астраньяка» и в ус не дули…
Купить бы домик вдоль дороги
Забеспокоились местные ленд-лорды. То есть, люди, образно говоря, имевшие недвижимость. И было почему.
«В виду положительного разрешения в государственном совете вопроса о ж. дороге в Астрахань, владельцы домов и вообще земельных участков в городе, особенно в 3 участке, снова воспрянули духом. Те владельцы, которые продавали имущество, теперь от этого начали воздерживаться, полагая, что если в наступающую зиму постройка дороги решится, то недвижимыя имущества в городе значительно повысятся в цене. Насколько продавцы начали воздерживаться от запродаж имуществ, настолько же, за последнее время, появилось перекупщиков, настойчиво ищущих для покупки недвижимых имуществ».
Кстати, потирали руки и жители сел, через который предположительно собирались строить железную дорогу. Особенно радовались садоводы, имеющие намерение продавать пассажирам овощи и фрукты. Меж тем, дорогу построят лишь в 1909 году.
Тяжело быть домовладельцем
В этот период отчего-то вообще много пишут о проблемах домовладельцев. Которые нередко решаются в суде. Причем вердикты могут быть как оправдательными, так и обвинительными.
В заметке «Астраханского листка»: «Кто же должен очищать улицу?» повествуется о домовладельце Иване Ильиче Кононове. «Он привлекался полицией к ответственности, за то что не убирал улицу против своего дома. На суде у мирового судьи I участка выяснилось, что дом Кононова стоит против забора общества «К. и М.». Около этого забора постоянно находится биржа легковых извозчиков. После стоянки последних остается лошадиный навоз, который должны убирать специально нанятые рабочие или вышеупомянутое общество. В виду этого мировой судья оправдал Кононова».
А вот другая заметка «Хитроумный домовладелец», напротив, клеймит хозяина. «Михаил Павлов Кузнечиков получил разрешение от полиции вылить чистую воду со своего двора на улицу, ввиду того, что у него лопнул якобы водопроводный кран. Полиция разрешила. Но прошло уже более полмесяца, а Кузнечиков все продолжал выливать из «лопнувшего» крана на улицу воду. Которая стала почему-то сильно попахивать. По разследовании оказалось, что Кузнечиков выливает эту вонючую воду из своего подвала. Тогда был составлен протокол. Мировой судья I участка приговорил обвиняемого к 10 рублям штрафа».
А I-й участок — это опять знаменитая Коса. Хотя, надо признать - за косинскими улицами худо-бедно, но следили. Где-нибудь на Ямгурчеве или Криуше домовладельцы вообще творили что хотели.
Фото: au.pinterest.com, decanter.ru, armmuseum.ru, culture.ru