Чем жили. Астраханская рыба не всегда свежая. Но сколько ей лет, мы не знаем

Ведущий рубрики - Сергей Синюков.
Сегодня передвигаем стрелки часов на… 1886 год. На середину февраля, понятное дело. И интересуемся тогдашней жизнью, листая старые газеты из электронной коллекции областной библиотеки им. Н.К. Крупской. Кипела жизнь однако, несмотря на февральский сплин…О старой рыбе, в прямом и переносном смыслах
О рыбе писали много, часто, практически в каждом номере. А о чем еще в Астрахани писать? На ней ведь кормились десятки тысяч людей. Иной раз и впросак попадали, рассчитывая на прибыль. Вот, к примеру:«Многие рыбные торговцы имеют полное основание почесывать свои затылки — в предвкушении более чем сомнительных барышей. В начале января, с наступлением сильных морозов, цены на свежую рыбу стали повышаться, и вот наши торговцы-прасолы поспешили закупить потребное количество товару, хотя он был и не совсем свеж, в ожидании нового повышения цен… а между тем случилось как раз наоборот. Прошло несколько дней.
Поторговали. Вдруг пришла большая партия уральской рыбы, и притом совершенно свежей, уловной. Цены быстро упали. Теперь, как говорится в пословице, не до жиру, быть бы живу».
Как-то легкомысленно торговцы поступали. Закупили товар, который отчего-то не совсем свеж! «Осетрина второй свежести»? И в условиях конкуренции, как говорится, «попали». А пока шел подсчет убытков, «Астраханский листок» поместил вести из Германии, где поймали какого-то «мезозойского» сазана! И взбудоражил всю астраханскую общественность — а у нас такие водятся?
«По словам немецких газет, в реке Шпрэ, в Берлине недавно пойман карп (сазан) с кольцом на нижней губе. На кольце значится 1618 год. Этот карп весит 36 фунтов и прожил более 268 лет».
Ну, как в анекдоте: «Судя по ушам, этому зайцу лет 300». Вес особо не удивляет — чуть более 16 кг. Астраханцы и поболе ловили. А вот возраст… Может, и у нас долгожители ловятся, но просто пирсинга не имеют?

О сортирах и Каролинских островах
В середине февраля уже намечается весна, и в отдельные дни кое-где начинают оттаивать… различные нечистоты. И пресса в который раз сокрушается по поводу безалаберности городских жителей.«До сих пор у нас не существует каких-либо определенных правил об отхожих и помойных ямах, тип которых, по местным почвенным и топографическим условиям, должен быть специально выработан и принимаем за нормальный. По слухам, такие правила предполагается составить и вменить их в обязанность обывателям посредством думского постановления. Эта прекрасная и полезная мера заслуживает полнейшего сочувствия. Издавна привыкшие к грязи на улицах и во дворах, здешние жители очень плохо, к несчастию, сознают вред, наносимый здоровью их, несоблюдением чистоты и опрятности. У нас даже смеются, когда серьезно говорят о ретирадах и помойных ямах. Это, видите ли, пустяки, ничто в сравнении с вопросом о присоединении Каролинских островов Германией, — между тем, от этого «ничто» в самой тесной связи находится здоровье и долгоденствие жизни и самих смеющихся «политиканов».
В самом деле — какие к шутам сортиры, когда Германия у Испании Каролинские острова отжала?

Игровые и нищие
Несмотря на довольно прохладный февраль (доходит до минус 13), на улицах Астрахани жизнь кипит. Иногда — в не самых привлекательных формах. Газеты пишут:«Деятели уличной лоттереи перенесли свое местоприбывание на Селенский рынок. По воскресным дням, когда собирается масса разношерстного люда для покупок сена, лошадей, овец и прочих предметов домашнего обихода у рыночных торговцев разными вещами, эти деятели под видом продавцов всевозможной мелочи и путем игры в засаленные карты и лоттерейных билетиков обирают темный люд».
А рядом порой бесчинствуют нищие:
«Уличное попрошайничество и вместе с тем черезчур уже безцеремонное обращение нищих, по преимуществу рослых и здоровеннейших парней, принимает все большие и большие размеры. Особенно безцеремонны бывают они с дамами. Оборванцы смело приступают с просьбою о подаче милостыни, и получив отказ, пускают вслед отказавшей непозволительную брань».
Какой-то странный был естественный отбор в те времена. Мелкие нищие в условиях конкуренции уступили место рослым и здоровеннейшим. Раскормила их милостыня…
В 25 селах не пьют
Начало года, вплоть до Великого поста, в России того периода — это время, когда выпить не грех. Однако, в деревнях, при отсутствии полноценной занятости, в него порой впадали даже слишком. При этом, алкогольная политика могла решаться всем миром. Договорились на сходе не торговать в селе зельем — и баста! Правда, получалось не везде. Пресса даже приводит осторожную статистику:«По официальным сведениям «Вест. Финан. Пром. и Торг.», число селений Астраханской губернии, в коих совершенно воспрещена питейная торговля по приговорам сельских обществ и просьбам частных лиц равняется 25. В сравнении с другими губерниями, это составляет небольшой процент. Надо полагать, общества сел нашей губернии питают к кабакам теплые чувства».
Действительно, наблюдение верное. Мы поинтересовались — а сколько сел и деревень в нашем славном регионе наличествовало в ту пору? Ответ нашли в справочнике «Списки населенных мест Российской империи. Астраханская губерния» за 1859 год — 394. 25 из них порешили завязать «синькой барыжить».
Остальные воздержались.
Фото с сайтов: culture.ru, hdmulty.ru, co.pinterest.com