Замглавы Росрыболовства: Не рыбаки-любители виноваты в том, что в Астраханской области нет воблы

Но сегодня они выловливают рыбы ничуть не меньше, чем промысловики.
Любительская рыбалка - популярный вид отдыха в России, и сообщество единомышленников проводящих свободное время у воды исчисляется миллионами. И наступающий завтра День рыбака – это и их полноценный праздник.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в преддверие данного события в Москве на территории агентства «Интерфакс» прошла пресс-конференция с участием руководителей ряда федеральных ведомств, связанных как с промрыболовством, так и любительской рыбалкой.
Однако ход мероприятия, вроде бы настроенный на праздничный лад, быстро свернул на проблемный путь. Да еще стала упоминаться Астраханская область, а также ее рыбные достояния в виде осетров и воблы.
Отвечал, в основном, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Василий Соколов. И его выступление на пресс-конференции показалось настолько емким и интересным, что ПУНКТ-А решил опубликовать его практически без купюр.
Астраханская область – Мекка отечественного рыболовства
- То, сейчас происходит в низовьях Волги - это наша общая боль. Ведь Астраханская область на протяжении многих лет была Меккой любительской рыбалки. Да и не только: астраханский регион и Каспий были колыбелью отечественного промышленного рыболовства. Достаточно сказать, что в советское время доход от промыслового лова осетровых в Астраханской области превышал доход всего промрыболовства страны. На пике здесь ежегодно вылавливалось порядка 32 тыс. осетров и производилось до 3 тыс. тон черной икры. И остальные 11 млн тонн рыбы, что вылавливал Советский Союз за год, по стоимости были наравне с осетровой продукцией из Астраханской области. И это был весьма наглядный пример, каков в то время был вклад региона в доход государства.
По вобле было практически то же самое: в пиковые годы ее уловы составляли более 100 тыс. тонн.
Ни воды, ни синхронизации
- Но всё, конечно, сильно поменялось с зарегулированностью Волги. Каскад плотин, который был построен на Волге в рамках индустриализации, отсек огромные площади нерестилищ и в первую очередь – осетровых. В настоящее время, по оценкам нашей науки, менее 10% нерестилищ могут использоваться видами осетровых. С воблой ситуация схожая: данный вид также из-за зарегулированности стока не может эффективно нерестись.
Вообще принято считать, что за весенний период половодья попуск воды в Волге должен быть порядка 125 куб. км. А что на деле? В этом году, например, чуть более 73 кубокилометров, а в самый худший за последнее время 2019 год было еще меньше. И это означает, что большая часть нерестилищ не была даже обводнена.
Но страшное другое. К сожалению, устанавливаемые попуски воды не совпадают с биологическими циклами рыбы. Необходимо, чтобы вода пошла в определенной степени нагрева, то есть чтобы рыба зашла. Дальше нужно, чтобы рыба могла отнереститься, и главное, чтобы икра не обсохла потом из-за того, что отсутствует вода, и личинка могла выйти в водотоки. К сожалению, такой синхронизации достигать практически не удается.
Добить воблу могут все вместе
Регулирует всё это отдельная рабочая группа под руководством Росводресурсов. На заседаниях этой группы у нас ежегодно идут очень большие баталии – понятно, очень много интересов. Вода нужна всем – и транспортникам, и энергетикам, и сельхозпроизводителям. Длительное время на Волге продолжается аридный период, и вода, естественно, все не хватает.
В рамках нацпроекта были сделаны большие мероприятия и, в частности, подведомствнное нам учреждение провело впервые за последние 20 лет масштабную расчистку рыбоходных каналов. Конечно, это позитивно может сказаться на воспроизведении биоресурсов, но, к сожалению, без нужного объема воды не даст ожидаемого эффекта.
Поэтому мы везде заявляем: не рыбаки-любители виноваты в том, что нет воблы. В первую очередь это – из-за нехватки воды и несинхронности ее попусков. Но, к сожалению, и промышленные рыбаки, и рыболовы-любители могут добить воблу. Именно поэтому были приняты такие жесткие решения, как введение полного запрета на любой вылов, кроме вылова в научно-исследовательских целях (это очень небольшой объем – чисто для мониторинга состояния запасов).
По оценкам ученым, надо три или четыре года продержаться. Если будет улучшение водохозяйственной обстановки, то, конечно, запрет может быть снят и раньше. Все эти решения принимаются с широким обсуждением - мы стараемся привлекать как можно больше общественности, различные ассоциации рыбаков-любителей. И в этом плане спасибо администрации Астраханской области, которое болеет за это дело и всегда очень активно участвует.
Кстати
По словам замглавы Росрыболовства, сегодня на 160 тыс. тонн рыбы, добываемых ежегодно промышленным ловом во внутренних пресных водоемах, приходится порядка 40 тыс. тонн, добытых рыбаками-любителями. А в ряде регионов страны объемы любительского вылова превосходят промысловый.
Фото: ok.ru, foto-history.livejournal.com. Скриншот: rutube.ru