Страшные легенды Алтая
Барнаульский писатель готовит к изданию рукопись «Мифы и легенды Барнаула».
Писатель Владимир Токмаков в содружестве с художником Александром Карповым недавно презентовали любопытную рукопись. По словам соавторов, это будет мистический путеводитель по городу Барнаулу с его славным сереброплавильным прошлым.
В будущей книге собраны городские мифы, легенды, анекдоты, байки, интересные исторические факты и т.д. Истории иллюстрированы фото и талантливыми мистическими картинами Александра Карпова.
Возможно, новую книгу с городскими мифами издадут уже в следующем году, тем более, в 2025-м Барнаул отметит 295-летие. Мы предлагаем читателям несколько пугающих баек из нового путеводителя.
Призрак Ползунова
После смерти Ивана Ползунова рабочие сереброплавильного завода стали видеть его призрак. Он появлялся и на заводе (корпуса которого ещё сохранились сегодня в Барнауле), и там, где стояла его «огненная машина». Особенно часто его стали видеть, после того, как машина сломалась.
Видимо, Ползунов и после смерти сильно переживал эту неудачу. Его видели на берегу Барнаулки многие десятилетия, пока машину, по просьбе перепуганных рабочих, не разобрали полностью.
Но говорят, неуспокоенная тень великого механика, до сих пор бродит по ночам в том районе, где стояла его машина.
Появляется он и на заброшенном сереброплавильном заводе – по крайней мере, странную фигуру, одетую по моде 18 века, много раз видели сотрудники расположенных в ближайших зданиях барнаульских фирм.
Вообще, призраки в районе Сереброплавильного завода появляются регулярно. Их видели и до революции, когда завод был уже закрыт. Считалось, что это неуспокоенные души рабочих завода, насильственно умерщвлённые по негласному приказу Акинфия Демидова.
На его заводах – в том числе и Барнаульском – тайно чеканили золотые и серебряные монеты. Получив об этом информацию, царский кабинет отправлял своих людей на них с проверкой. Узнав, что к ним едет ревизор, управляющие заводов просто открывали систему секретных шлюзов – и топили своих работников, чтобы никто ничего не узнал.
Барнаульцы видят этих призраков до сих пор – если оказываются по каким-то своим делам в районе завода в ночную пору. Один из очевидцев рассказывал: «Я подумал, что это актёры местного любительского театра, который располагался в одном из помещений завода. Я разглядел молчаливые фигуры в одежде простолюдинов. Босоногие, не говоря ни слова, они плавно (я ещё подумал – будто по воздуху) двигались ко мне навстречу. И тогда я разглядел, что они были в мокрой одежде, вода стекала с их волос и бород. И вот тут на меня накатила такая волна замогильного холода и ужаса, что я со всех ног бросился оттуда бежать. Больше я туда по ночам не ходил».
После очередного демидовского душегубства, по весне к берегам речной волной прибивало трупы утопленных заводских рабочих.
Аптекарь Христиан Миллер и его эликсир жизни
В 1799 году в Горной аптеке в Барнауле работал аптекарь Христиан Миллер. Миллер поздно женился и рано овдовел, но у него была юная 19-летняя красавица дочь. Ходили слухи, что после смерти жены, которую он очень любил, Миллер пытается создать эликсир жизни – он хотел, чтобы и он и его дочь жили вечно.
Христиан Миллер был очень нелюдим, ни с кем практически не общался, редко ходил в гости. Они с дочерью жили в здании, прилегающем к аптеке. Аптекарь пропадал в лаборатории и днём и ночью, и говорят, ему всё же удалось найти формулу вечной жизни.
Несколько лет он хранил свою тайну, но однажды друзьям удалось-таки затащить его в трактир, там Миллер выпил лишку и проболтался. По городу поползли слухи о том, что аптекарь изобрёл эликсир молодости.
Об этом прознал управляющий сереброплавильных заводов, и его жена потребовала, чтобы он любой ценой достал у Миллера этот эликсир. Аптекарь долго отпирался, говорил, что у него ничего нет, пока генерал-губернатор не пригрозил отправить Миллера и его дочь на каторгу как колдунов и чернокнижников. Миллер вздохнул и сказал, что сделает генерал-управляющему эликсир за три ночи и ушёл в лабораторию. А чтобы он ни куда не убежал, к дверям поставили двух солдат с ружьями.
Прошло три дня. В аптеку приехал на коляске генерал-управляющий и его жена. Они спросили, где аптекарь? Солдаты ответили, что он до сих пор не выходил. Ворвались внутрь – там никого нет. Но в подвале нашли вход в подземелье – под старым городом ещё первые демидовские рабочие создали лабиринт с множеством запутанных ходов.
Христиана Миллера и его дочь больше никто не видел. Но в 1970-х годах советские служащие, работавшие в лаборатории, расположенной в здании аптеки рассказывали, что поздно вечером, задержавшиеся на работе, будто бы слышали идущий из подвала спокойный методичный стук. Это были не сигналы о помощи, а как бы напоминание о чём-то...
Говорят, Христиан Миллер и его дочь действительно стали бессмертными. По вечерам, когда зажигаются старинные фонари, они выходят побродить по улицам Барнаула, прогуливаются вдоль Горной аптеки.
Кстати, когда в наши дни перестраивали Горную аптеку, нашли и тот самый вход в подземелье. А там – множество бутылок и ампул с неизвестной жидкостью, природу которой никто не знает. Эти предметы можно и сейчас увидеть в музейной экспозиции.
Блуждающая могила знаменитого поэта-имажинистаЕсть в Барнауле недалеко от впадения ручья Пивоварки в речку Барнаулку старое кладбище. Если войти в него со стороны города, то, не пройдя и ста метров, можно наткнуться на глыбу синеватого лабрадорита с выбитой надписью «Поэт Вадим Шершеневич 1893–1942 гг.». Каким же образом обрел в Барнауле место своего упокоения мэтр российского имажинизма? Ответ совсем незамысловат: поэт был, как многие другие деятели культуры, эвакуирован на Алтай осенью 1941 года, прожил здесь зиму и скончался от скоротечной болезни 18 мая 1942 г., пишет исследователь барнаульского периода жизни поэта Виталия Корниенко.
Да, вот такая ирония судьбы: поэт-футурист Вадим Шершеневич, друг Есенина и Маяковского, писавший об огромных, индустриальных городах будущего, с небоскрёбами, авто и дирижаблями, веривший в своё великое литературное предназначение, тихо и незаметно умер в ничем не примечательном, далёком провинциальном городе.
Памятник, как утверждает поэт Марк Иосифович Юдалевич, был установлен в Барнауле в 1960 году по просьбе супруги Вадима Шершеневича. Говорят, что для этого редкий камень везли на специальной платформе чуть ли не из Москвы. Поэта не стало 18 мая 1942 года. Говорят, врачи не правильно поставили диагноз. Он умер в госпитале от скоротечного туберкулёза, а лечили его от тифа. Друзья из Камерного театра похоронили его на Булыгинском кладбище, на могилу положили простую плиту из серого бетона.
Писатель и краевед Иван Образцов считает, что могила поэта – кенотаф (символическая могила, где нет останков). Весной 1960 года на могиле Вадима Шершеневича установили памятник из лабрадора, заказанный и оплаченный литфондом Союза писателей СССР. К тому времени точного места захоронения уже никто не помнил. Поэтому памятник стоит не на могиле поэта, а приблизительно в том месте, где он был похоронен.
По словам старожилов, найти могилу знаменитого поэта-имажиниста не так-то просто. Будто бы место его упокоения открывается не каждому. Увидишь его, если поэт тебя «позовёт». А так можно долго ходить по кладбищу и не найти памятник. Он умеет быть не видимым. Знающие люди говорят – блуждающая могила.
Несколько слов о самом камне от специалистов его изучающих. В 1770 году экстравагантную Европу, в период расцвета эпохи рококо, покорил людей необычный камень, привезённый из Северной Америки с полуострова Лабрадор. Камень стал очень модным, среди аристократов, богатейших людей того времени, а также среди всевозможных магов и экстрасенсов. Считалось, что он обладает чудесными свойствами.
Лабрадор отлично «впитывает» молитвы и пожелания и умеет их выполнять. Любой человек с добрыми намерениями может нашептать в мерцающее око камня свои тайные мысли и просьбы – и самоцвет их исполнит, будьте уверены. Главное – не желать ничего плохого. В реальности уникальные и необычные свойства лабрадора полностью не изучены.
Учёные всего мира с интересом фиксируют происходящие вокруг минерала события и пытаются разгадать его тайны. Лабрадор может переместить вас в другой мир или в другие жизни. Помогает расшифровать послания, которые приходят из подсознания.
Есть мнение, что этот камень был связан с мифической Гипербореей, что только ее жители знали все тайны этого минерала и пользовались ими для усиления своих способностей. Они не только применяли камень как усилитель, но и записывали на него информацию, которая может открыться только «избранным». В интернете можно найти информацию, что лабрадор выступает посредником между владельцем и потусторонним миром, посылает вещие сны, развивает экстрасенсорные способности, помогает избавиться от депрессии. Так что супруга Вадима Габриэловича выбрала для памятника именно этот камень наверняка не случайно – и эта история ещё ждёт своей разгадки...
Акулькина топьВ древние времена Гора, где потом открыли Нагорное кладбище, называлась местными аборигенами Лысой горой.
Почти у подножия Горы начинались болота. Город, по большому счёту, на этих чёртовых болотах и стоит. Редакционную башню на улице Короленко, где раньше газеты размещались, построили аккурат на месте Акулькиной топи. В этом болоте с незапамятных времён самосудом топили уличённых в колдовстве женщин. Одну такую несчастную женщину звали Акулиной – она была знахаркой, лечила людей травами, настоями, хорошо разбиралась в природных явлениях, умела слушать и слышать природу. Но когда в поселении случился мор от неизвестной болезни, всю вину свалили именно на неё: «Акулька наколдовала!» Женщину связали по рукам и ногам и утопили.
А те, кто бывал в подвале здания на улице Короленко иногда слышат там страшные стоны, плач и будто бы шёпот: «Помогите... » Старожилы говорят: Акулина просит об упокоении своей души...
Барнаульцы помнят, что даже после революции 1917 года это место долгое время называли – Акулькина топь.