Зачем известный политик приезжал в Сибирь

Известный политик приезжал в СССР в 1955 году.
В середине 1950-х годов между двумя мировыми гигантами - Советским Союзом и США потеплели отношения. Наш Хрущев, как известно, даже съездил в штаты и привез кукурузу на рассаду. Зачастили и к нам иностранные гости - их манил интерес к коммунистической державе, изучение плановой экономики и знакомство с бытом страны. Бывали такие делегации и на Алтае. Самые именитые гости приехали сибирскую глубинку в августе 1955 года - Роберт Кеннеди и Уильям Даглас. Об этих приключениях в СССР рассказал в книге «Русский журнал» сам Даглас, а также их описал публицист Ларри Тай в биографии «Бобби Кеннеди: становление образцового либерала». Подробнее читайте в материале altai.aif.ru.
«Дорога отверженных»
Из семейства Кеннеди в России хорошо знают о президенте Джоне, том самом, который был застрелен в кортеже в Далласе. Роберт Кеннеди - его младший брат. Он тоже был политиком, членом демократической партии. Летом 1955-го его влиятельный отец решил отправить сына в поездку по СССР, считая это хорошей школой жизни и отличным пиаром. Компанию Роберту должен был составить судья Верховного суда США Уильям Даглас, который совершал кругосветный вояж с молодой женой.
Интересно, что двое американцев были противоположно настроены ко всему советскому. Даглас интересовался сельским хозяйством, а в СССР как раз шла пора освоения целинных земель. Кеннеди же воспринимал враждебно коммунизм, а значит и все в нашей стране.
Компаньоны побывали в центрально-азиатских республиках. Посетили они и Алтайский край, где шел первый год освоения целины. Здесь они посетили совхоз «Комсомольский» Павловского района.
«Хозяйство является изолированным и отдаленным от Барнаула тридцатью километрами ужасной дороги. Я не видел автомобилей, припаркованных возле коттеджей работников», - с удивлением писал Даглас в своей книге «Русский журнал».
А дорога до совхоза у Дагласа удостоилась названия «дорога отверженных». При этом, что удивительно, Барнаул и совхоз «Комсомольский» даже попали в доклад Дагласа комитету Конгресса в 1961 году. Там говорится, в частности, о силе мобилизации молодежи, которая добровольно ехала на работу в далекие целинные регионы.
Отказался от черной икры
Кеннеди, в отличие от Дагласа, явно воспринимал поездку в СССР, как неприятную для него. Он много концентрировался на негативе. По возвращении домой дал интервью «Таймс» на 14 газетных страниц, где говорил о музее в Ленинграде, который целиком посвященный высмеиванию веры в бога, о простых людях в Центральной Азии, живущие в хижинах с земляным полом. Давал он и лекции в университетах, где уверял в том, что все его номера в гостиницах прослушивались КГБ.
«В каждом новом месте, при каждом новом знакомстве Бобби ввязывался в споры с русскими о ценностях и смысле коммунизма. Дебаты бывали долгие, иногда горячие, но, как я говорил Бобби, абсолютно бессмысленные, так как ни он, ни они не могли убедить друг друга», - приводят слова Дагласа в одной из книг про Кеннеди.
В общении с советскими людьми Кеннеди вел себя вызывающе. Пытался задавать провокационные вопросы, не выпускал из рук Библию, фотографировал и обращал внимания на неприглядные вещи, например, на пьяного милиционера или ветшающие здания.
Иногда абсурдность негативного отношения к СССР у Кеннеди доходила до того, что он отказывался пить и есть, даже черную икру. А русские люди отвечали добротой иностранному гостю. В конце поездки Роберт сильно заболел, и за ним присматривала наш доктор.
«Эта милая женщина не отходила от его постели 36 часов. Ее глаза сияли, когда она сказала, что он идет на поправку», - вспоминал Даглас.
Трансформация Кеннеди
Справедливости ради стоит отметить, что к концу поездки по просторам СССР Роберт Кеннеди изменился. В его дневнике были подмечены положительные стороны советской действительности: широкое распространение библиотек, школ и амнистия для уголовников. Подметил это и Даглас:
«Я увидел трансформацию Бобби. Несмотря на его яростное, поистине религиозное неприятие коммунизма, он начал видеть, я думаю, какие-то важные базовые черты России – ее людей, их каждодневные устремления, их человечные свойства, их мечту жить в мире с другими народами», - отмечал Даглас.
Молодая невеста Дагласа, которая дожидалась путешественников в Москве, вообще сравнила изменения в идеях Роберта с применением клизмы.