Богадельню для бомжей и инвалидов в Алтайском крае хотят закрыть на фоне гибели постоялицы
Прокуратура Тогульского района требует закрыть местную богадельню «Дом», в которой проживали люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, инвалиды и престарелые, а также запретить использовать жилые помещения в качестве социальных приютов после найденных во время плановых проверок нарушений. Об этом рассказала ИА «Банкфакс» волонтер приюта Нина Бардокина. Ситуацию осложняет тот факт, что в конце 2024 года скончалась одна из постоялиц богадельни.
Автономная некоммерческая благотворительная организация «Дом» была создана в 2006 году супругами Юрием и Ниной Бардокиными в Тогульском районе. В нем проживают люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалиды, бездомные и пожилые люди, которых отправляли туда социальные учреждения или родственники. После размещения жильцам помогали восстановить документы, оформить пособия и пенсии. При этом организаторы оформляли доверенности, по которым получали деньги за постояльцев, а затем распределяли эти средства на нужды приюта: лекарства, одежду, дрова и уголь для печного отопления, а также помогали в организации медицинской помощи и медосмотров. Копия одного из таких документов есть в распоряжении ИА «Банкфакс».
Сама же богадельня работает по принципу общины, в которой дееспособные граждане помогают ухаживать за больными и инвалидами. Для размещения жильцов Бардокины покупали под расписку заброшенные дома, обживали их и селили туда людей. Сейчас в районе семь таких домов: три в селе Уксунай, три в селе Шумиха и один в Тогуле. В них проживает около 35 человек. Ранее приютом руководил его основатель Юрий Бардокин, но после его смерти в 2024 году «Домом» стала управлять его супруга Нина.
В качестве общественной организации приют проработал до 2019 года. По данным из ЕГРЮЛ, тогда АКОБО «Дом» была ликвидирована по решению суда. По словам Нины Бардокиной, причиной тому стал отказ «отчитываться за тарелку супа» в налоговые органы, так как богадельня работала на благотворительной основе, а необходимыми ресурсами, в частности продуктами питания, они обеспечивали себя сами. После ликвидации юрлица Нина с мужем хотели юридически оформить организацию заново в 2020 году, но этому помешала пандемия COVID-19. Они решили работать без регистрации. Таким образом приют действовал около шести лет и частично продолжает функционировать. Несмотря на это, медицинские и социальные учреждения продолжали направлять туда своих пациентов и подопечных.
Как рассказала «Банкфаксу» одна из адвокатов Бардокиной Наталья Щербинина, прокуратура подала иск в суд о закрытии приютов после плановых проверок со стороны Минздрава, Минсоцзащиты и ГУ МЧС по Алтайскому краю. В результате были найдены нарушения по технике пожарной безопасности, а также условий проживания постояльцев. Кроме того, было установлено, что «Дом» работает без официального оформления. Как следует из иска прокуратуры, ведомство требует обязать Нинку Бардокину прекратить использование жилых зданий для размещения инвалидов и престарелых (копия иска есть в распоряжении ИА «Банкфакс»). Согласно судебной картотеке, он был подан 30 сентября прошлого года, разбирательство длится до сих пор. Несмотря на это, и в ходе судебного процесса государственные учреждения продолжали направлять в приют людей.
Ситуация обострилась после того, как в декабре 2024 года в приют привезли женщину-инвалида. Как рассказала Нина Бардокина, в разговоре с ее родственниками те сообщили, что у нее проблемы с почками. Однако после медосмотра врачи обнаружили у нее серьезные гематомы на голове и теле. «О гематомах ничего не было сказано. <...> Она не обращалась за медпомощью, но даже участковый знал, что она была вся синяя. <...> Они [родственники] привели ее в неадекватном состоянии – невменяемо пьяной. Я спросила у ее дочери, которая тоже была пьяной, где ее пенсия? У нее десятого декабря была выплата, а привели они ее одиннадцатого декабря. Дочь ответила, что на полученные деньги они раздали долги и купили матери памперсы. Постоялица не ходила практически. <...> Семь лет назад ее изнасиловал мужчина и бил скалкой по голове», – рассказала Нина Бардокина. Через три недели проживания женщине стало плохо, она упала, и ее госпитализировали в больницу. Там она скончалась. После инцидента возбудили уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие смерть человека).
На данный момент некоторых постояльцев перевели в другие учреждения. Так, по словам Бардокиной, около 15 жильцов «Дома» разместили в Покровском пансионате в Первомайском районе, а одного из них отправили в КГБСУСО «Бийский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Оставшиеся жильцы, как рассказала собеседница, отказываются покидать «Дом». Адвокат Наталья Щербинина также это подтвердила. «Граждане написали письменные заявления, что они в категорической форме отказываются от выезда из этих домов. Им предлагают уехать в другие ребцентры, а люди не хотят. Они у нее годами живут, они к ней привыкли. Им с ней комфортно, они ей благодарны. Она их буквально вытащила с того света», – подчеркнула адвокат.
Любопытно, что несмотря на незаконную работу приюта и уголовное разбирательство, социальные службы все также продолжали отправлять в «Дом» людей. Это подметила и Наталья Щербинина. Она добавила, что ранее со стороны Минсоцзащиты и Минздрава не было претензий к работе богадельни, но ситуация резко усугубилась после того, как ею заинтересовалась прокуратура. «До того, как прокуратура вышла в суд, они [Минсоцзащиты и Минздрав] были на стороне Нины и отправляли ходатайства о принятии людей на попечение, а сейчас они переобулись. До суда у них одна позиция была: на протяжении двадцати лет приют никто не трогал, никогда не проверяли, а ходатайства продолжали приходить от больниц и соцзащиты Алтайского края. Их накопилось около сотни за все время. <...> До этого всех все устраивало», – подчеркнула адвокат.
Отметим, что очередное судебное заседание состоялось 12 февраля, однако разбирательство было отложено Следующее заседание пройдет 4 марта. Интересно, что ранее АКОБО «Дом» неоднократно упоминалась в СМИ. Так, в 2009 году «Банкфакс» писал, что организация открыла второй приют в селе Шумиха Тогульского района, который находится рядом с районной больницей. Бывший руководитель организации Юрий Бардокин отмечал, что это очень удобное расположение, так как возить больных постояльцев в райцентр проблематично, особенно зимой.
В 2017 году «Дом» посещал на тот момент занимавший пост уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин. «Давать кров людям дело благое, но и условия должны быть соответствующими, достойными. Пока они, мягко говоря, немного отстают от тех, которые созданы в государственных учреждениях. Прописывая в уставе и соглашении права людей не стоит забывать и об обязанностях руководства организации. Главное – это безопасность. Большинство из жителей «Дома» инвалиды и, например, в случае пожара могут оказаться в сложной ситуации. Остается надеяться, что в строящемся помещении будут созданы лучшие условия для размещения людей», - отмечал омбудсмен в беседе с Юрием Бардокиным.