Жители Павловска бьют тревогу отходов деревообработки

Жители крупного районного центра переживают за здоровье - люди уверены, что в разлетающихся по селу волокнах содержатся опасные соединения. Павловск тонет в древесных опилках уже несколько лет. Виноват в этом местный деревообрабатывающий комбинат холдинга «Алтайлес», считают жители района. Люди уверены, что в волокнах, которыми они вынуждены ежедневно дышать, содержатся опасные химические соединения. В холдинге же эти претензии отвергают. Подробнее о проблеме - в нашем материале.
Нехолостые выхлопы
«Эти выхлопы идут постоянно. И также постоянно оседают. Вот, допустим, я ставлю машину около дома. Постояла машина, и, если был выхлоп, то вся машина усыпана этими опилками. Естественно, окна открыть нельзя, если вот душно, потому что мы будем дышать этими опилками в ночное время», - рассказывает местная жительница Ольга Трыкова.
«Окна стараемся прикрывать, дышать невозможно, начинается такой удушающий кашель. Идёшь в больницу, деньги такие платишь. Даже сейчас я разговариваю - это остатки того, что мы вдыхаем в себя», - говорит, чуть покашливая, ещё одна жительница Павловска Александра Соколова.
Людей волнует и тот факт, что в волокнах могут быть разного рода химические примеси, поскольку в производстве комбинат использует клей.
Притом перемещаются волокна не только в лёгкие местных жителей, но и на огороды и сельскохозяйственные территории. И в этом, по словам специалистов, тоже нет ничего хорошего.
"Хвойные смолы, конечно, несвойственны для почв. Поэтому к чему-то это может со временем привести. Если она попадает, скажем, на кочан капусты в процессе роста, то это может потом обволакиваться следующим листом и может проникать внутрь этого кочана", - отмечает доктор сельскохозяйственных наук Александр Маленко.
Местные жители настроены решительно. И уже собрали волокна для экспертизы.
«Выходили на лабораторию Россельхознадзора. Но лаборатория отказала в проведении исследований по причине отсутствующих у них соответствующих методик», - рассказал депутат Павловского районного совета Иван Орлов.
Помимо летающих волокон людей волнуют другие проблемы, которые могут быть связаны с Павловским ДОКом. В первую очередь - отходы.
«По технологии завода это должен быть цикличный процесс. Вернее, замкнутый цикл. На заводе должно это всё находиться. Но по факту вывозят ассенизаторскими машинами что-то на поля», - утверждает житель Павловска Владимир Несмачный. Это подтвердили и другие местные жители, настаивая на том, что вывозят «эту жижу», в том числе, и по ночам, и выливают в яму.
Возводят напраслину?
В официальном ответе «АиФ-Алтай» пресс-службы холдинга большинство этих претензий опровергается. Там утверждают, что вопрос с волокнами находится на контроле. Предпринят ряд мер: приобрели и установили дополнительный котёл для ускорения процесса сжигания волокна; оборудовали специальную оросительную систему для смачивания волокна, находящегося на территории комбината; часть волокна отправляется на другие комбинаты компании для оперативного сжигания.
«Волокно представляет собой размолотую древесную щепу, которая не представляет опасности для человека и окружающей среды. Кроме того, в соответствии с установленными законом нормами вокруг ДОКа предусмотрена 300-метровая защитная санитарная полоса. Подобные деревообрабатывающие производства во всём мире строятся рядом с городами и другими населёнными пунктами, так как не представляют опасности для человека и окружающей среды», - говорится в сообщении.
Далее в информации утверждается, что в социальных сетях, а также среди жителей Павловска распространяется «информация, не соответствующая действительности, а именно: фенол не используется для производства МДФ. Что касается формальдегида, то он изначально присутствует в природной древесине. Важно не содержание формальдегида, а эмиссия, то есть свободный формальдегид. Выпускаемая комбинатом плита соответствует классу эмиссии Е1, который соответствует установленным законом нормам безопасности и рекомендован для производства в том числе детской мебели». Формальдегид присутствует не только в природной древесине или мебели, но и в продуктах питания, и многих других вещах, с которыми человек ежедневно контактирует.
Также, утверждается в ответе холдинга, действительности не соответствует озвученная жителями информация о дыме из трубы комбината, т.к. видимая часть исходящих газов - это пар (вода), образующийся в процессе сушки волокна. «В этом можно легко убедиться, посмотрев на циклоны в тёплую ясную погоду: никаких видимых следов нет. Дым, в отличие от пара, хорошо виден в любую погоду», - заверяют в лесной компании.
Запах, на который периодически обращают внимание жители Павловска, образуется на полигоне ТБО, а также в районе полей фильтрации, настаивают в холдинге. «Когда ветер направлен в сторону села, жители могут чувствовать запахи размещённых там бытовых твёрдых и жидких отходов, продуктов их горения, мусора. И полигон ТБО, и поля фильтрации находятся рядом с ДОК и при ветре в сторону Павловска может сложиться ошибочное впечатление, что причиной является работа комбината. Также отметим, что неприятный запах на этой территории наблюдался при северо-западном ветре ещё до строительства ДОК», - подчёркивают представители предприятия.
И, наконец, с территории комбината не вывозится «жижа», как говорили некоторые местные жители. «Комбинат оснащён собственной системой очистки воды. Местные жители ссылались на якобы работающих родственников, но эта информация не подтвердилась», - резюмируется в ответе.
Комментарий эксперта
Профессор, доктор медицинских наук, врач-пульмонолог высшей категории Татьяне Мартыненко:
«То, что касается каких-то мелкодисперсных волокон или ещё каких-нибудь частиц, щепы, они оказывают негативное влияние. Во-первых, в длительном и, по сути, механическом раздражении и повреждении. То есть они действуют на бронхи, постоянно вызывают кашель. Это раздражающий эффект. Если что-то проникнет в альвеолы, там оно уже осядет. И тогда последствия могут быть уже более серьёзными и длительными. Начиная от какого-то локального воспаления, по сути участка лёгкого».