Такому ещё нигде и никого не учат! Как в белгородском вузе нашли новый подход к изучению медиа
Ничего похожего в система высшего образования пока нет
— Тамара Ивановна, что же такое медиафилософия?
— Это интересный пласт теоретического и практического знания, который даёт возможность по-другому посмотреть как на философию, так и на современные медиа. Сегодня медиафилософия до конца не получила своего объяснения и институализации. Для одних мыслителей — это исключительно университетская дисциплина, для других, наоборот, скорее, неклассический подход к пониманию СМИ. Но мы в вузе на споры внимания не обращаем, понимая, что медиафилософия объединяет целый круг всевозможных культурологических проблем. Поэтому мы совместили все подходы, представленные в медиафилософии, и предложили своё видение этого большого явления.
— Сейчас медиа сильно влияют на человека, с их помощью он формирует своё мировоззрение. В этом смысле медиафилософия помогает воспитывать людей с таким мышлением, которое необходимо для правильной оценки ситуации, критического восприятия потока информации. То есть, простыми словами, медиафилософия даёт философский взгляд на медиаявления современного мира. Это необходимый ответ на реалии и запросы сегодняшнего дня.
В современной медиасфере есть дефицит специалистов, способных сгенерировать идею, глубоко проникнуть в суть явления и знать способы эффективного воздействия на аудиторию, — продолжает моя собеседница.
— Новую междисциплинарную магистерскую программу мы подготовили совместно с кафедрой коммуникативистики. Программа, как нам кажется, получилась очень симпатичная. Например, курс, который веду я, называется «Классическая эстетика и актуальная культурология». А ещё наши магистранты изучают классическую риторику и топику социального диалога, философскую и прикладную герменевтику (наука, связанная с истолкованием текстов — прим.Ф.), иноязычные медиатексты, этику и культурную социальную антропологию.
То есть на первом курсе по большей части философские дисциплины, которые дают возможность получить философскую базу знаний. Это необходимо, потому что в магистратуру приходят ребята с разным базовым образованием. Это могут быть как выпускники кафедры философии или медиакоммуникаций, так и ребята из других вузов и факультетов, которые ранее мало сталкивались с философией. Именно поэтому им нужна основа философских знаний, которая научит критически смотреть на возможности и средства массовой информации, влияющих на личность человека. На втором курсе более специфические предметы, которые преподают медиатехнологи, — люди, заряженные на знания медиатеории. В этом году на обучение по программе мы набрали восемь магистрантов из разных городов, которые учатся в онлайн-формате.
— В системе высшего образования пока нет ничего похожего. Есть интерес к медиафилософии, довольно популярны курсы по коммуникативному дизайну, но совмещение этих дисциплин мы предложили впервые, — комментирует директор Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ», профессор Сергей Борисов.
Такое решение выглядит своевременным и актуальным. Во-первых, междисциплинарные программы позволяют усилить образовательную составляющую уже сложившихся треков, в зависимости от внешнего запроса. А во-вторых, переосмысление роли медиа как важнейшего социо-культурного феномена происходит на всех уровнях, и междисциплинарные программы, так или иначе связанные с медиа, возникают всё чаще.
«Не было шансов остаться равнодушной к науке»
Диана Ващук — выпускница экономического факультета Воронежского государственного университета по специальности «Управление персоналом», по сути — кадровое дело. Однако дальше девушка выбрала для дальнейшего обучения такую неочевидную для себя программу.
— Сейчас я живу я на два города: Воронеж и Москва, работаю, занимаюсь организацией мероприятий. На медиафилософию в магистратуру я пришла, потому что наслышана о новом направлении, и оно показалось мне интересным. Хочется разбираться как в самой философии, так и в медиа. Ведь так или иначе — это те явления, с которыми мы сталкиваемся в жизни ежедневно, — объясняет она.
— Вы и раньше интересовались философией?
— Конечно. На бакалавриате любого вуза есть базовый годовой курс философии, который я успешно прошла. Ещё моя мама — доктор наук по историко-правовой специальности, и разговоры о философии в нашей семье — довольно частое явление. Поэтому у меня просто не было шансов остаться равнодушной к этой науке.
— После окончания программы, на которой вы сейчас учитесь, в чём будет ваше профессиональное преимущество?
— Те знания, которые мы получаем на медиафилософии, довольно сильно способствуют развитию в карьере. В работе я часто взаимодействую с людьми, поэтому с помощью знаний, например, антропологии, я могу проанализировать аудиторию и быстрее найти с ней контакт.
Мария Брижанёва своё первое образование получила ещё в 2009 году, с того момента долго работает в административном секторе БГТУ имени Шухова.
— Мария, почему пришли учиться на медиафилософию?
— Очень заинтересовал широкий круг предметов, представленный на этой специализации. Думаю, все они не только расширят мой кругозор, но и пригодятся в профессии. Тем более, мы живём в эпоху цифровизации, и нужно идти в ногу со временем, разбираться в том, как работают и чем руководствуются современные медиа.
У Ирины Кривошеевой два высших образования — детского педагога-психолога и социального работника. Сейчас она работает специалистом по уходу и присмотру за детьми.
— Я работаю с детьми, в этой сфере очень важно разбираться в психологии, в её истоках. Поэтому мимо медиафилософии я пройти не могла, ведь многие психологи — это изначально философы. О том, что пришла учиться, не пожалела ни разу, на каждой лекции узнаю что-то новое. Избитая фраза «чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю» — это как раз про меня, поэтому учусь с интересом.
— Есть ли предмет, который особенно нравится?
— Открытием для меня стала герменевтика. Само слово сначала показалось страшным, но по ходу лекций выяснилось, что с герменевтикой мы сталкиваемся каждый день. С помощью этой науки можно, например, правильно научить детей читать, обучить их медленному, вдумчивому чтению и тем самым повлиять на их развитие. Эти методы мы изучаем на различных мастерских наших преподавателей.
Стать специалистом широкого профиля
— Тамара Ивановна, а куда идут работать выпускники факультета философии и теологии? Есть варианты, кроме продолжения научной деятельности в стенах вуза?
— Если говорить о теологии, то здесь мы готовим специалистов, которые формируют экспертное мнение во взаимодействии с государством, обществом и религиозными организациями. Это люди, которые разбираются в механизме государственно-конфессиональных отношений и умеют правильно и адекватно воспринимать церковные религиозные традиции, а также определять деструктивные проявления в этой области, например, секты.
Все наши выпускники, в первую очередь, разносторонние люди, мышление которых позволяет адаптироваться к любым направлениям.
Философы могут стать не только преподавателями нашего или любого другого вуза, но также и журналистами, менеджерами, бизнесменами, работниками государственных или силовых структур. Более того, помимо диплома философа наши студенты могут получить и педагогический диплом, а он даёт им возможность преподавать обществознание в школе. То есть человек, окончивший философский факультет, может найти себе место в любой сфере.