Книжная полка. Читаем о людях на войне
Почти все свидетели Великой Отечественной войны уже ушли, и таких, как они, уже не будет. Им на смену пришли мы, воспитанные на других идеалах. Изменился не только современный мир, но и [Роскомнадзор], которая белгородцам известна больше, чем некоторым другим. В наше время нет строя солдат со скатками и в кирзовых сапогах. [Роскомнадзор ]стала технологичной: дроны, ракеты, спутниковая разведка. И людей таких больше не будет — смекалистых, рукастых, курящих махорку и верящих в давно отжившие идеалы. Вспомним в День Победы о наших предках. Они навсегда останутся молодыми на пожелтевших страницах книг, которые так уютно взять в руки, пережидая майские дожди.
«В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов, 12+
«И я лежу, уставившись в потолок, и размышляю о высоких материях, о том, что всё в мире относительно, что сейчас для меня идеал — эта вот землянка и котелок с лапшой, лишь бы горячая только была, а до войны мне какие-то костюмы были нужны и галстуки в полоску, и в булочной я ругался, если недостаточно поджаренный калач за два семьдесят давали. И неужели же после войны, после всех этих бомбёжек, мы опять... и так далее, в том же духе».
Действие книги начинается совсем неподалёку от Белгорода — под Воронежем. Для нас сегодня очень важен слог Некрасова, его повествование, разворачивающееся в настоящем времени от первого лица. Оно переносит нас в прошлое и моментально увлекает вперёд. События происходят прямо сейчас, незамедлительно. Мы включаемся в марш-бросок, подчиняясь резким, отрывистым командам. В этой реальности нам нужны новые точки опоры. Команды офицеров, лица сослуживцев, вера в победу — вот на что опирались люди 80 лет назад. Они существовали на грани — холода, голода, жизни, — год за годом, держась за веру в победу.
Юрий Керженцев, герой книги Некрасова, — человек долга и напора. Его сила — не какая-то зримая, на первый взгляд, мощь или стать. Его сила в неиссякаемой уверенности, устремлённости вперёд. Он действует, несмотря на вечную усталость, ранения и проигрышные обстоятельства. Всё вокруг против нашего героя: люди в полном соответствии с человеческой природой ошибаются и оступаются, техника ломается, а враг несёт смерть. Керженцев тянет как полковой конь, как бульдозер. Он тянет и тянет свой кусок общей упряжи, анализируя ситуацию, провожая убитых, не жалея сил. Лейтенант месяцами спит урывками, годами подвергает свою жизнь опасности, и тем самым вносит свой вклад в Победу каждый день.
В рассказе о буднях войны есть важная составляющая — линия нервов, натяжение которой иногда настолько сильное, что, кажется, слышен звон. Чтобы хоть немного ослабить напряжение, лейтенант Керженцев должен поспать, порадоваться выполнению задания, по-доброму поговорить с товарищами. Но и в их разговорах кроются свои трагедии. Конечно, говорят о победе, об идеях и больших мечтах, но не постоянно. Часто — про рутинное, локальное: как пойдут в бой, как возьмут мост, удержат ДЗОТ. И здесь, среди бытовых задач, таятся сомнения. Получится ли выполнить приказ? Победить в стычке? Выжить? Солдаты сетуют, что не умеют воевать. Большинство из них просто рабочие и крестьяне. Сомнения, страх, неуверенность — всё это тоже враги, атакующие каждый день, дышащие в спину, шепчущие на ухо.
Когда я думаю о Дне Победы, главное, что радует моё сердце, — это то, что за нас всех воевали такие люди. Мне жаль, что мы разошлись по временной шкале. Хочется иногда показать невысокому русому мужичку в шинели, который воевал за Родину и Сталина, что происходит в нашем времени. Показать уткнувшихся в телефоны взрослых, намазанных автозагаром качков, теребящих вейпы детей из поколения Альфа, различные неожиданные конфликты. Думаю, такой мужичок сплюнул бы и покачал недоверчиво головой.
«А зори здесь тихие», Борис Васильев, 16+
«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в 28 накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щёлоке. Глядишь, и полегчало бы, а вместо этого надо улыбку изо всех сил к губам прилаживать».
Вы знаете эту историю. Все знают или слышали — по крайней мере, те, у кого год рождения начинается с единицы. Но сегодня, в наш общий праздник, давайте снова вспомним о книге Бориса Васильева.
Он рассказал всем нам о том, как пять совсем молодых советских девушек и старшина противостояли 16 подготовленным немецким диверсантам. Это противостояние развернулось в Карелии, на фоне природы невероятной красоты.
Женщины на войне — тема особенная. В воздухе всегда носится невысказанное понимание, что война — это мужское занятие. Деликатность и тонкость женского физического и психологического устройства не должна сталкиваться с грязью окопов, грохотом орудий и фашистами в форме от Hugo Boss.
Васильев потрясающе выписал героинь. Они головокружительно молоды, полны эмоций, жизни и свежести. Гармоничные в разности своих историй, они вступают в схватку с безликим злом...
Вы все помните, как закончилась эта история. Лично я с детства помню их фамилии и судьбы: старшина Васков, Рита Осянина (младший сержант), рядовые Женька Комелькова, Елизавета Бричкина, Софья Гурвич и Галка Четвертак. Маленькое сообщество, успевшее за несколько недель стать семьёй, сталкивается с той силой, которая стремилась истребить всех нас. Страшной, непреодолимой, калечащей силой.
Давайте мысленно заставим замолчать все орудия, которые непрерывно стреляли эти последние годы. Пусть затихнут моторы, разговоры, крики боли и торжества. Среди установившейся тишины маленькая история, разворачивающаяся в Карелии, будет оглушительно трагична. Каждый выстрел, девичий крик, приказ старшины — всё это трогает сердце, ранит душу и вызывает слёзы. Борис Васильев создал шедевр, и, отдавая должное подвигу русских людей, я предлагаю вам провести несколько часов там, в заповедных лесах, плечом к плечу с советскими девушками — вчерашними девчонками, которые вступили в обречённую на поражение борьбу.
«Война на уничтожение», Егор Яковлев, 16+
«Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне позволила сохранить Россию на карте мировой истории, русскую культуру — как живой и развивающийся феномен, а самих русских — как народ. Однако значение 9 Мая выходит за национальные и даже межнациональные рамки. Это было торжество не только армий, но идей. Армия, вдохновлённая идеями человеческого равенства, одержала верх над армией, основанной на идеях человеческого неравенства, господства и порабощения».
Мы поговорили про мужчин и женщин, благодаря которым мы здесь. Давайте теперь вернёмся назад, в наше время. Обычно я не пишу про исторические книги, но сегодня особенный день и особый праздник.
Я не историк и черпаю знания о Великой Отечественной из подкастов, статей и просто каких-то фактов, которые мелькают в процессе чтения. Случае� 7de �ся, факты искажены или заведомо ложны. Иногда тексты или видео однобоки, ограничены. В итоге получается каша — мешанина хорошего и спорного.
Егор Яковлев — современный популяризатор науки. Он публицист, журналист, блогер, ведущий канала про историю. Его спокойные и доходчивые рассуждения давно скрашивают мои часы на прогулке или в спортзале.
Книга «Война на уничтожение» затрагивает причины начала войны, расовый вопрос и задачу поиска жизненного пространства для фашистов. Это настоящий исторический труд для широкой аудитории, не оставляющий сомнений в нашей с вами судьбе, если бы война закончилась иначе. Рассказ Яковлева о сущности рейха вызывает разные чувства; у меня главная эмоция — благодарность к тем, кто пересилил эту идеологию. Лёгкий слог и академическая глубина добавляют ценности этому труду. Всем, кто хочет разобраться, посмотреть в страшные глубины прошлого, категорически рекомендую.