Ловушка для белгородского ветерана. Как кредиты на шубу и дачу обернулись арестами счетов и судами за спиной
Тамара и её гражданский муж Андрей Старов живут вместе уже девять лет. В 2018 году пара решила взять кредит на дачу. За ними последовали ещё два: на телефон и шубу. В целом, сожителям нужно было выплатить около 300 тысяч рублей. По словам Тамары, они исправно погашали кредиты и изначально не собирались уклоняться от уплаты долга.
Андрей Старов, фото из личного архива
— Когда мы познакомились, у Андрея уже был кредит, и он каждый месяц погашал его. Но оказалось, что у него всё съедают проценты, и сумма кредита не уменьшается. Тогда мы взяли кредит в Сбере и закрыли им невыгодный кредит в Т-Банке. Потом сосед рядом с моей дачей продавал свою, и мы решили её купить, взяв в Сбере в 2018 году кредит в 100 тысяч рублей. Вскоре Андрей решил сделать мне подарок на день рождения — купить шубу, так как мой пуховик пришёл в негодность. Я хотела что-то попроще, но он настоял на норке и оформил кредит. Время шло, мы погашали кредиты. Я, будучи тогда на пенсии, подрабатывала, — вспоминает Тамара.
Однако в январе 2019 года жизнь семьи кардинально изменилась: у 64-летнего Андрея начался болезненный приступ эпилепсии, которая развилась после взрывного ранения в голову на войне в Абхазии. 3 января мужчина пошёл в туалет, из-за приступа упал и неудачно сломал несколько рёбер, которые проткнули ему лёгкое.
— Утром я вызвала скорую, у Андрея была большая потеря крови. На вторую ночь он стал задыхаться, и его положили в реанимацию: там он дышал под аппаратом. В реанимации он пролежал около месяца, потом его перевели в палату, где он находился почти до конца февраля. Я всегда была рядом с ним. Перед началом пандемии мы уже находились дома и пытались вернуть Андрею способность ходить, но так и не смогли это сделать. Тогда и перестали платить по кредитам: было не до того. Начались аресты счётов, с карты снимали всю пенсию, так что от неё пришлось отказаться, — делится женщина.
Фото из личного архива Андрея Старова
Затем начались суды, и долг стали снимать с инвалидной пенсии Андрея, хотя это и недопустимо, согласно статье 101 УК РФ «Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание».
Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц.
При этом сам суд проходил в другом городе, там выносили постановление, и о нём сожителей не извещали.
Спустя время Тамара смогла добиться того, чтобы списания остановили из-за неплатёжеспособности её сожителя, и на этом всё, казалось бы, закончилось: два года эта тема не всплывала. Но увы: под конец 2025 года проблема вновь дала о себе знать: на карте от «Совкомбанка» появился долг в 159 тысяч рублей. Через несколько дней долг на карточке автоматически уменьшился до 99 тысяч рублей. При этом Тамара даже не помнит, что это за карта и откуда она взялась — заводили её давно, и физическая копия потеряна.
— Недавно я попросила у знакомой в долг 13 тысяч рублей, чтобы купить зерно для курочек. Она перевела деньги по номеру телефона на карту, но деньги попали на карту Андрея, так как та привязана к моему номеру телефона. Деньги сразу арестовали, и я не знаю, что делать. Записалась на приём к начальнику ФССП, хочу всё объяснить. Может, вернут мне деньги. Вот так банки подают в суд, а суд выносит решения, о которых порой даже не сообщают. К нам даже домой приходили приставы, я им показывала документ, и они сами удивлялись, как так: инвалид первой группы боевых действий — и идут судебные тяжбы, — рассказывает Тамара.
Эксперт «Фонаря». Кто нарушил закон: заёмщики или банк?
Белгородский адвокат Владимир Сазонов, к которому «Фонарь» обратился за комментарием, уверен: неправомерно поступили и те, и другие, но по-разному — заёмщики обязаны выплачивать долги, а банк не имеет права взыскивать их с социальной пенсии. Разберём детали.
— Насколько действия банка законны в этой истории? Имеет ли банк право блокировать счёт инвалида?
— Банк действует в пределах, допустимых законодательством Российской Федерации. Действия судебных приставов основываются на том, что они инициировали исполнительное производство на основании судебных актов, вступивших в законную силу.
Но, судя по истории заявителя, сожители не были уведомлены о суде. Это является процессуальным, обязательным и безусловным основанием для отмены судебных актов. Можно пойти по этому пути, чтобы восстановить свои права и приостановить исполнительное производство на время, пока будут идти суды. Если действительно будет доказано, что белгородцы не были надлежащим образом уведомлены о судах, о судебных тяжбах, об исковых заявлениях со стороны кредитной организации, то это является безусловным основанием для отмены уже вступивших в силу законных актов.
Также первым делом необходимо смотреть кредитный договор. Если банк оформил кредитный договор и пошёл навстречу заёмщику, учитывая, что он инвалид, то заёмщику в обязательном порядке должны были предложить страхование вклада. Если заёмщик отказался от страхования, то это в какой-то степени его вина, поскольку страховка могла бы покрыть проблему полностью или хотя бы частично.
Поскольку заёмщик получил кредит, а потом всё же перестал его платить, у банка есть абсолютно законное основание предпринимать все меры для взыскания денежных средств, которые образовались в качестве задолженности по кредиту, и поэтому никаких нарушений со стороны банка нет.
— Имеет ли право банк взимать платежи с социальной пенсии?
— Федеральный закон №229 от 2 октября 2007 года позволяет приставу списывать все деньги на банковских счетах и вкладах должника, и каких-либо ограничений в отношении инвалидов не установлено.
При этом с июня 2024 года в этот ФЗ было внесено изменение, согласно которому аресты социальной пенсии по инвалидности абсолютно незаконны. У инвалида есть все основания для возврата данных денежных средств через заявление. Это необходимо сделать, отправив заявление в управление ФССП и разъяснив ситуацию, предоставив все необходимые документы. Тогда эти деньги могут быть возвращены в течение 50 дней.
— Законно ли поступила пара: действительно ли они могли перестать выплачивать кредит после того, как Андрей Старов стал недееспособным?
— Конечно, нет. Это однозначно незаконно, и дополнительных разъяснений не требуется. Кредит выдавался на определённых условиях, стороны свободны и вольны при подписании договоров, которые не противоречат требованиям закона. В данном случае в этом кредитном договоре нет никаких условий, которые противоречили бы закону, поэтому стороны обязаны исполнять возложенные на них обязательства.
— Какой дальнейший выход из ситуации есть у Тамары и её сожителя, что им следует делать и к кому обращаться?
— Я бы рекомендовал гражданам, попавшим в эту ситуацию, обратиться в кредитную организацию с заявлением о том, что им необходимо получить кредитные каникулы. Кредитная организация вполне могла бы пойти им навстречу. Есть и масса других способов: например, реструктуризация долга, или банк может предложить рефинансировать этот кредит, выдав какую-то другую денежную сумму по другим кредитным условиям, чтобы погасить задолженность по сложившейся кредитной истории и в дальнейшем выкрутиться из этой ситуации.
Возможно, надо обратиться к родственникам, получить какие-то средства у них, чтобы не было проблем с кредитной организацией, которая пойдёт в суды и будет действовать гораздо жёстче, чем это возможно в случае, если это были бы взаимоотношения с друзьями или родственниками.
Я бы рекомендовал обратиться за помощью к юристам. Людям, оказавшимся в такой ситуации, нужно действовать в пределах своих законных прав, свобод и интересов, закреплённых конституцией.
Параллельно с этим следует обратиться в банк с заявлением о данной ситуации: нужно объяснить, что утрачена работоспособность, поэтому доходов на проживание не хватает, и необходимо принять какие-то меры. Банк, скорее всего, пойдёт навстречу, так как заявитель — инвалид первой группы. Как видно из практики, по инвалидам первой группы принимаются достаточно лояльные решения, так что я уверен, что банк бы договорился с заявителем, — объясняет Владимир Сазонов.