В России могут исчезнуть 129 малых городов − что будет с Брянской областью?
В России могут исчезнуть 129 малых городов, где сейчас живут 3,4 миллиона человек. За 10 лет они лишились 314 тысяч жителей, говорится исследовании РАНхиГС, которое цитируют «Известия». Кроме северных городов, которые создавались как угольные, металлургические и лесопромышленные, в зону даже не риска, а обреченности попали города депрессивных областей.
Однако, говорят ученые, города могут и сохраниться, если будут перераспределены логистические потоки, если будут строиться заводы и развиваться туризм.
Последнюю попытку административным способом вдохнуть жизнь в глубинку брянские власти предприняли в 1985 году. Тогда партийное руководство воссоздало два района − Жирятинский и Гордеевский. Рассчитывали на то, что это позволит развивать два края. Намерения были, конечно, благими, но сначала ударил Чернобыль, а потом − смута. Сейчас в Гордеевке проживает около трех тысяч человек, а в Жирятине − около двух с половиной тысяч. В районах тоже население сокращается.
Собственно, снижение численности населения происходит во всех городах и районах области. Брянск когда-то имел шанс перевалить за полумиллионную отметку, однако и здесь сейчас уже менее 400 тысяч человек.
Кто растет? Москва и Петербург. Растут те города, где деньги. Сейчас из Москвы пытаются выгнать в другие края крупные корпорации. Не получится. Не для того вкачивали триллионы в столичные прелести, чтобы от них кто-то из боссов поехал в провинцию. Если и едут, то лишь как в командировку, а не для того, чтобы жить в Брянске или Омске. Собственно, до Брянска очередь даже не дошла, хотя здесь хлебом-солью встретили бы Чемезова или Миллера.
Десятилетиями столицы развивали так, что это совпадало с тайными мечтаниями ее врагов, которые призывают сократить Россию до размеров московского округа. Разве не странно такое совпадение? Врагам будто подыгрывают: есть жирный центр, а есть хиреющая русская глубинка, которая вымирает с колоссальной скоростью.
Падут ли брянские города? Сначала падут деревни − уже немного осталось. В некоторых брянских деревнях в прежние годы проживало столько же человек, сколько сейчас в Гордеевке или Жирятине. Положение будет ухудшаться, если в столице не изменят принципы развития страны. Уже сейчас там сгрудилась десятая часть населения страны и вращается львиная доля денег, это не просто неразумно, это опасно. Для самой же столицы.
Максим Казаков