Страсти кипят, как бульон
Продавцы мяса на городском рынке, мягко говоря, - в волнении, если не сказать – в панике. Всего месяц им остался на торговлю по старым правилам. В середине февраля их ожидает полная метаморфоза.
С начала года в силу вступил технический регламент Таможенного союза, принятый на территориях Казахстана, Белоруссии и России. Теперь забой скота (КРС, свиней, баранов, коней) для продажи разрешён лишь на специальных площадках. Зарезать скотину во дворе, как это было раньше, уже нельзя.
Начинание хорошее. Всё во имя здоровья и безопасности потребителя. Но есть ряд моментов, которые не дают спать спокойно мясникам.
- Мы мясо иногда везём за 100 километров от города, - рассказывает Эльвира Билалова. – Одно дело привести уже готовое к реализации мясо, другое – живого быка. Это ведь не собачка на поводке. Его загрузить в машину надо, два часа везти. Он по дороге и упасть может. Будет весь в гематомах. Кому такой продукт потом нужен? Перед забоем бык два дня в покое должен постоять. Тогда мясо будет вкусное.
У Эльвиры прилавок пустеет ещё до обеда. Есть свои постоянные покупатели, которые знают – этот «ИПшник» в бизнесе уже не первый год, плохого мяса не привезёт.
- Во время перевозки у животного возникает стресс. Оно может и затемпературить. Тогда мясо будет чёрное. Хозяйки начнут варить бульон, а он только пенкой пойдёт, - объясняет тонкости своего дела продавец Зульфия Минуллина. – А если на улице температура минус 20? Вести живой скот в такую погоду нельзя. У коровы и нос может лопнуть.
12 декабря продавцы мяса не смогли выложить на прилавки продукт, забитый на частных подворьях. Устроили акцию протеста. (Подобная прошла в некоторых регионах.) Её итогом и стала отсрочка введения новых правил убоя на месяц.
- Новый технический регламент работает с 1 мая 2014 года. Уже более полугода забой должен производиться только на специальных площадках, которые прошли аттестацию Роспотребнадзора и ветслужбы РФ, - объясняет Фидаиль Бадыков ветврач ГБУ «Бугульминское РГВО». – Но раз люди не успели подготовиться, то дали отсрочку ЛПХ до мая 2015 года, ИП – до февраля.
Аттестованные забойные площадки есть в трёх точках Бугульминского района: в Подгорном (ИП Мамедов), Карабаше (ООО им. Мусы Джалиля) и в черте города (райпо). Но, как считают продавцы, этого недостаточно. Кроме того, мясо Халяль получить будет уже невозможно. Чтобы соблюсти все условия забоя не хватит времени.
- У нас очень много мусульман говядиной занимаются. Бережно к животным относятся, молитвы читают. И мясо у них всегда розовое, вкусное, - рассказывает Елена Хайруллина - заведующая лабораторией ГБУ «Бугульминское РГВО». Такого на этих площадках уже не добиться.
- Расходы по перевозке животного до забойного цеха, а это 40 рублей за один километр, погрузка, убой – лягут на кошельки покупателей. Мясо сильно вырастет в цене. Будет стоить почти в два раза дороже,- делает калькуляцию продавец Асия Абуталипова.
В последнее время ряды продавцов говядины сильно поредели. Если раньше они занимали два отсека торгового павильона, сейчас только половину одного. Подобная ситуация и в других регионах. Там предприниматели ушли в «тень», игнорируя технический регламент. Собирают группу проверенных покупателей для которых специально режут корову.
- Не обследованное мясо продаваться не должно. Если оно не прошло ветсанэкспертизу, то человек должен сопоставить риски. Вдруг животное было больное, - предупреждает ветврач Фидаиль Бадыков.
От закона не уйти. Хотя предприниматели всё-таки надеются, что смогут его приостановить. Или хотя бы добиться его пересмотра в угоду выгоде потребителя и своей, разумеется. Пока каждый день в мясном лабазе многолюдно: продавцы работают, покупатели выбирают. А в сёлах коровы мирно пережёвывают жвачку и не подозревают о всколыхнувших предпринимателей нововведениях.