Инженерная защита Ядрина не потянет и 63 отметку
Марий Эл, Чувашия и Нижегородская область к октябрю должны представить план по достройке Чебоксарского гидроузла. Даже если правительство страны решит оставить нынешнюю 63 отметку, систему инженерных защит все же придется перестраивать.
У трех регионов, расположенных на берегах Чебоксарского водохранилища, остается чуть больше месяца, чтобы составить и представить президенту России график мероприятий, связанных с достройкой нашего гидроузла. Обоснование всех возможных вариантов завершения строительства проектировщики делали 10 лет назад, и за это время многое изменилось. В Чувашии самым уязвимым местом в системе гидросооружений оказалась инженерная защита Ядрина. Наш корреспондент Ольга Петрова увидела, в каком состоянии она находится сейчас, и выяснила, что нужно сделать для ее восстановления.
Некогда плодородная Ядринская сельхознизина за считанные годы превратилась в болото. Водоотводные каналы заросли камышом, забились илом, мусором и вместо того, чтобы уводить воду, они, наоборот, ее задерживают. Инженерная защита Ядрина — это большой и сложный комплекс гидросооружений. Дамба закрыла город со стороны Суры, сеть каналов и дренажей протяженностью в 13 км должна была защитить эту местность от подтопления дождевыми и грунтовыми водами.
- Каналы же не просто так прокладывались? - Нет, не просто так — чтобы они собирали и уводили воду к насосной станции и сбрасывали вниз по течению.
Алексей Закамский работал здесь начальником одного из участков инженерной защиты, а теперь, говорит, душа разрывается от того, в какое запустение все пришло. В самой низкой точке поставили насосную станцию, которая в 80-е и 90-е годы работала в круглосуточном режиме. Этот остов — всё, что от нее осталось. 18 лет назад Ядринская защита вдруг оказалась никому не нужной: ее просто перестали финансировать.
- С 97 года эти сооружения не эксплуатируются, мы сейчас убедились, что и сами сооружения вышли из строя, инспекционные дороги, дренажи, водоотводные каналы - даже при условии 63 отметки эти сооружения должны работать, - говорит заместитель главы администрации Ядринского района Павел Бажайкин.
11 лет назад в тело дамбы положили трубу, чтобы по ней в Суру уходила часть воды. Со стороны реки была задвижка, которую по весне закрывали, чтобы паводковые воды не устремлялись в город. Но задвижку украли. Здесь нет ни одного элемента, который находился бы в хорошем состоянии, говорят специалисты. Комплексы инженерной защиты в Нижегородской области и Марий Эл в 90-е годы были переданы в федеральную собственность, но Чувашия тогда делать этого не стала. Чебоксарские гидросооружения финансируются из бюджета города, а ядринские вообще остались бесхозными. Сейчас республика пытается передать их на баланс Верхне-Волжского бассейнового управления.
- Сегодня речь шла о том, что при завершении строительства на 68 отметку при вложении финансовых средств, в том числе и федеральных, сети должны были быть переданы, но пока этот вопрос остается открытым, - говорит министр строительства, архитектуры и ЖКХ ЧР Олег Марков.
Вообще все комплексы инженерной защиты по берегам водохранилища рассчитаны на проектную 68-ую отметку. И если правительство страны решит, что самый оптимальный вариант - оставить уровень воды на существующей 63-ей, то гидросооружения все равно придется где-то перестраивать, а где-то строить с нуля.
- Большую часть придется не просто восстанавливать, а по новой возводить. А часть — те же водоотводные каналы — просто прочистить. Дренажи, которые сейчас находятся в воде, в каком они состоянии? Они, наверное, требуют полного восстановления, - говорит заместитель главы администрации Ядринского района Павел Бажайкин.
- По Чувашии надо отдельно просчитать, потому что мы просчитывали свои затраты, исходя из поднятия Чебоксарского водохранилища на отметку в 68 м. Нам сейчас предстоит сделать определенную работу, сделать новые расчеты и посмотреть мероприятия опять же, если будет принято решение об отметке 63 м, - отметил Олег Марков.
Достройка Чебоксарского гидроузла на 63 отметку и возведение низконапорной плотины в Нижегородской области у села Большое Козино — самый дорогой вариант их всех возможных, - говорят проектировщики. Они оценили его в 192 миллиарда рублей, тогда как подъем водохранилища до проектного уровня обошелся бы в 117 миллиардов. Но в правительстве страны считают, что 68 отметка как раз и не окупится. Выдержка из майского письма Аркадия Дворковича Владимиру Путину: «...при увеличении располагаемой мощности с 575 до 1404 МВт и росте выработки электроэнергии чистая приведенная стоимость проекта за 60 лет будет отрицательной и составит -35,4 миллиарда рублей». Один из заказчиков проекта — компания «РусГидро» не согласна, что эффект от подъема нужно рассматривать только с позиции энергетики.
- Сам по себе проект — это комплексный проект, который объединяет в себе несколько целей и задач, - говорит по телефону заместитель главного инженера ПАО «РусГидро» Расим Хазиахметов. При этом энергетическая задача не является приоритетной. Приоритеты — судоходство, регулирование стока, решение экологических и прочих проблем, и как сопутствующий фактор — энергетика. Поэтому мы не считаем правильным оценивать проект только через энергетику.
Около двух лет понадобилось Инженерному центру энергетики Поволжья, чтобы разработать проект подъема водохранилища до 68 отметки. Он состоит из нескольких десятков томов. Если окончательное решение будет принято в пользу 63 метров, то всю работу, по сути, придется начинать заново. Если, конечно, достройка Чебоксарского гидроузла не будет сведена лишь к одному пункту - строительству плотины в Нижегородской области.