Очарование вечерней зорьки
Каким бы интересным ни было утро для орнитолога, нельзя забывать о неповторимости наблюдений на закате. Именно по этой причине я совершаю два обязательных выхода «в поле» за сутки.
Дневные птицы спешат закончить обязательные дела до захода солнца. Дрозды — накормить как следует, пусть на уже короткую, но еще прохладную ночь, свои прожорливые оравы в гнезде; серый журавль — закончить обязательный ужин. Но особое очарование придает ночи выход на сцену птиц, ведущих сумеречный и ночной образ жизни. И речь сегодня не о совах.
В очередной вечерний обход заповедника «Присурский» я впервые попал на дупелиное токовище. Впервые, потому как для Чувашии дупель — птица редкая, встречается во время весеннего и осеннего пролетов. Оказался в этом месте случайно, а не вышел целенаправленно, потому что постоянных токовищ у пролетных птиц не существует. Кулики в этот момент еще не приступили собственно к токованию: солнце только коснулось горизонта, а дупели токуют в глубоких сумерках и ночью, издавая своеобразные звуки.
Вылетевшая из-под ног птица заставила вскинуть фотоаппарат, но резкость навести не удалось. Пролетев несколько метров, она буквально «бухнулась» в осоку рядом расположенного болота. Я настороже двинулся к точке приземления и снова упустил момент взлета уже трех птах. Они тоже почти сразу опустились в осоку.
Остановился и внимательно осмотрел местность в бинокль. На ближайшем плане в траве заметить удалось только одну птицу. Когда же пошел к ней, держа наготове фотоаппарат, слева и справа стали подниматься другие.

Я пытался реагировать и снимать взлетающих, летящих и садящихся пернатых — и кое-какие кадры, пусть и не идеальные, сделать все же удалось. При закатном освещении нужны специальные фильтры, и все же азарт этой фотоохоты на вечерней зорьке полученные снимки передают.
По характерному поведению, когда вспугнутые птицы не стремились улететь подальше от явной опасности, стало понятно, что я действительно набрел на токовище дупелей, а не на кратковременное место отдыха и кормежки пролетной стайки. Собственно токование, конечно, отснять не получилось, хотя все дупели, а их тут оказалось больше дюжины, попрятались рядом на луговине и болотине. После моего ухода они снова собрались бы на выбранном пятачке. Но приспособлений для ночной съемки, увы, с собой не было.
Пошел дальше, чтобы сфотографировать еще одних сумеречных любителей токовать из того же куличиного племени. Кадры с ними можно сделать в сумерках на фоне еще светлого неба, так как их токовище — воздушное пространство над лесами, а токовый полет называется тяга. Вальдшнепы тянут на границе разновозрастных лесов, над просеками и опушками Присурского заповедника. Фотоохота на них оказалась вполне удачной, потому как первые нетерпеливые самцы отправились в поисково-демонстрационный полет, как только верхний край солнца скрылся за горизонтом.
Одно удовольствие бескровно охотиться в майский теплый вечер под аккомпанемент соловьиных трелей, раздающихся со всех сторон из ближайших и дальних кустов.
Олег Глушенков, ведущий научный сотрудник заповедника «Присурский»