С «любимым другом» сквозь творчество и время
Чувашская академическая симфоническая капелла представила программу к 100-летию со дня рождения композитора Андрея Эшпая
«В Чебоксары приехал один из корифеев современной отечественной музыки Андрей Эшпай. Маэстро будет присутствовать на чебоксарской премьере своей Шестой (Литургической) симфонии, которая состоится в рамках концерта Чувашской академической симфонической капеллы под управлением Мориса Яклашкина. Для музыкальной жизни республики это неординарное событие», — сообщала газета «СЧ» зимой 2008 года, а кажется, как будто вчера. Впрочем, это неудивительно: снова зал Чувашской государственной филармонии, снова море цветов и оваций, и снова Морис Николаевич за дирижерским пультом. Вот только зрителей приветствовал уже не сам Андрей Яковлевич, а его сын, кинорежиссер и сценарист Андрей Андреевич Эшпай. Он прибыл в столицу Чувашии на концерт памяти своего великого отца, состоявшийся 9 сентября в рамках празднования 100-летия со дня рождения композитора. Указ о проведении юбилейных мероприятий был подписан Главой региона Олегом Николаевым в феврале нынешнего года.
Задача стояла непростая — уместить внутри одной программы все то многообразие стилей, направлений и жанров, которые сумел охватить в своем творчестве Андрей Эшпай. На красочной музыкальной палитре — хоровые сочинения («Песня о криницах») и хиты эстрадной сцены («А снег идет»), симфонические произведения («Прелюд») и образцы киномузыки (увертюра и вальс из фильма «Звезда экрана»), колоритные фольклорные мотивы («Венгерские напевы») и терпкие джазовые ритмы («Русская Босса-Нова»). Чего только нет в его богатейшем композиторском наследии!
«Мастер, чье искусство искренне, жизнеутверждающе и эмоционально», «легенда отечественной музыки», «выдающийся сын своего народа», — так отзывались об Андрее Эшпае критики и музыковеды, почитатели таланта и, конечно же, коллеги. Кстати, помимо Мориса Яклашкина среди них был и наш земляк, непревзойденный гобоист Анатолий Любимов, получивший «в дар» от автора Концерт для гобоя с оркестром.
Простых же слушателей прельщало то, что Андрей Яковлевич был невероятно открытым, доступным и легким в общении человеком, в чем заключалась его самая большая жизненная мудрость. Неслучайно в переводе с марийского языка фамилия «Эшпай» означает «любимый друг» (композитор родился в Козьмодемьянске в семье классика марийской музыки, фольклориста и этнографа Якова Эшпая). А вот своей второй родиной Андрей Эшпай считал Мариинский Посад, где провел детство и окончил среднюю школу № 1.
«В нашем классе учился Андрей Яковлевич Эшпай, будущий композитор с мировым именем. В годы войны он был эвакуирован и жил в Мариинском Посаде. Пришел на сборный пункт в легких летних ботинках и куртке-ветровке, поэтому в лютый холод практически не мог работать на земляных работах. Чтобы не обморозиться, был вынужден вернуться домой», — вспоминала Майя Листенева (Евграфова), одна из участников строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Отметим, что позднее патриотично настроенный парень поступит в Чкаловское (ныне Оренбургское) пулеметное училище, окончит курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков Красной Армии и будет самоотверженно отстаивать честь Отечества на 1-м Белорусском фронте. Победный май встретит в Берлине, а спустя годы напишет знаменитую песню «Москвичи», в которой рассказывается о не вернувшихся домой «Сережке с Малой Бронной и Витьке с Моховой».
Там же, в Мариинском Посаде, находится Государева гора, с которой композитор мальчишкой любовался шелковой лентой Волги, и расположен музей купеческого и мещанского быта, где хранятся предметы, связанные с его именем. Тут жил его дядя по материнской линии, известный чувашский композитор Анатолий Тогаев, и покоится прах деда, занимавшего пост настоятеля Троицкого собора. А потому всякий раз, оказываясь в этих краях, Андрей Яковлевич приносил цветы на могилы своих близких, до конца жизни не изменив памяти поколений, рода, нации. Не упускал возможности и отдохнуть среди волжской синевы, тоскуя в загазованной Москве по чистому речному воздуху и безграничности горизонта, от которой радуется глаз.
Был даже такой удивительный случай: узнав, что теплоход, на котором плыл Андрей Эшпай, должен причалить к нашим берегам, и, желая пообщаться с композитором в неформальной дружественной обстановке, студенты Чебоксарского музыкального училища имени Федора Павлова решили «подкараулить» его на пристани. План удался! Андрей Яковлевич, одетый очень скромно и совсем не как великий маэстро, не только охотно побеседовал с ребятами, но и согласился на памятное фото. Верно подметил пианист Денис Мацуев: «Гениальность композитора Эшпая — в его простоте».