Музыка Эшпая живёт и вдохновляет
Посвящение маэстро
В Чебоксарах состоялся концерт в честь столетия со дня рождения композитора, народного артиста СССР, заслуженного деятеля искусств Чувашии Андрея Яковлевича Эшпая. Знаменитые произведения музыканта исполнил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. На творческом вечере в театре оперы и балета присутствовал Глава Чувашии Олег Николаев.
До начала концерта Олег Николаев встретился с Юрием Башметом и сыном композитора Андреем Андреевичем Эшпаем. Глава республики отметил, что музыка Эшпая живет в сердцах людей, вдохновляет Чувашию и Россию. «Ваше сегодняшнее выступление значимо и займет особое место в ряду многих событий, посвященных Андрею Яковлевичу, которые мы организуем. В этом году мы начали реставрацию дома в Мариинском Посаде, где рос композитор, и уже в следующем году хотим открыть полноценный музей. Уверен, наш зритель будет очень благодарен», — рассказал Олег Николаев о той работе, которая проводится в республике для увековечивания памяти маэстро.

Андрей Эшпай всегда считал Чувашию своей второй родиной. Именно здесь он впервые почувствовал тягу к творчеству. Композитор с теплотой вспоминал места, где провел детство и откуда ушел на фронт: «Любимое место, где я провел золотые годы, Государева гора на Волге, близ Мариинского Посада. И сердце, и душа — там. Напротив — марийские леса и деревня Кокшамары, где родился папа. Неподалеку родные места мамы, она из семьи священника. Дедушка имел несколько приходов, его бархатный бас славился на всю округу. Я его застал, теперь он покоится в Мариинском Посаде».
ЮРИЙ БАШМЕТ,
народный артист СССР:«Он — художник, который всегда своим уникальным языком, а это связано с национальностью, конечно, обращался, апеллировал все время к душе человека. И поэтому его музыка и сегодня трогает душу и живет. Для меня лично было огромное событие, когда Андрей Эшпай подарил мне такой концерт, мне его посвятил, и я был первым исполнителем. Он был строгий автор, присутствовал на репетициях в зале, делал замечания. Этот концерт технически не бешено сложный, он инструментально «вкусный», в нем все можно показать: и технику, и звучание, и краски. Для меня сегодняшнее выступление тоже дебют, поскольку я его раньше никогда не дирижировал, только сам играл. Я искренне рад, что музыка Эшпая живет и находит продолжение на его родине. Ощущения особые. Как будто дух его присутствует здесь, и он доволен».
В течение 2025 года в честь юбилея композитора в библиотеках, школах и концертных залах республики проходят выставки, лекции и концерты. Кроме того, в Мариинском Посаде в доме дяди Эшпая, чувашского композитора Анатолия Тогаева, откроется Музей музыки — здесь Андрей Яковлевич провел детство. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения, в данный момент оно находится на реставрации. На восстановительные работы из бюджета Чувашии в 2025 году выделено 8 млн рублей. Концепция будущих экспозиций, посвященных как Андрею Эшпаю, так и Анатолию Тогаеву, обсуждается с сыном композитора. Андрей Эшпай-младший пообещал подобрать личные вещи отца и передать их в дар новому музею.
«…Вон по той дороге ехали мы как-то с Толей из Мариинского Посада. Он спросил, почему я ничего не написал для гобоя? Мол, разве этот инструмент не заслуживает отдельного концерта? Вопрос меня озадачил. В самом деле, почему? «А вот возьму и напишу!» — запальчиво пообещал я, на что тот отреагировал сразу: «Ловлю на слове! И там обязательно должна быть чувашская мелодия». А что, одну цитату из чувашской песни я туда вставил…» Историю создания своего Концерта для гобоя с оркестром Андрей Эшпай всегда рассказывал с особым трепетом и теплотой. Наверное, потому, что Анатолий Любимов, наш земляк и один из лучших гобоистов в стране, был не только первым исполнителем этого произведения, но и его другом. Проходят годы, а интерес к гобойному концерту не угасает. 22 сентября в Чебоксарах его сыграли молодой виртуоз Федор Освер и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия».
Цифра
Более 300 музыкальных произведений написал Андрей Эшпай — балеты «Ангара» и «Круг», оперетты, инструментальные концерты, симфонии, кантата «Ленин с нами» и другие. Кроме того, он автор музыки к более чем 60 кинофильмам и 20 спектаклям.

В том, что чебоксарцы услышали музыку Андрея Эшпая в исполнении коллектива с таким говорящим названием, определенно есть некое символическое значение. Всю свою жизнь он писал про родную страну и для родной страны, не изменив ей ни в едином такте, и на тот момент, в разгар XX века, это звучало действительно иначе, по-новому, на разительном контрасте с тем, что было сделано до. В том-то и состояла исключительность и особость его созидательной силы: «новье» приемов звукописи непостижимым образом вязалось с незыблемой традиционностью содержания и добротностью ценностных ориентиров, трезвостью моралей и благочестием разумений, когда на первом месте — совесть, правда, могучее древо поколений, овивающее своими вековыми корнями нотный стан.

В эпоху профессионального взлета Андрея Яковлевича в советском музыкальном искусстве вовсю «бушевал» авангард, рьяным потоком хлынувший с Запада и подмявший под себя большинство передовиков творчества, зачастую пускавшихся в неистовое отрицание всех и вся. Но это ни в коем разе не повлияло на «сталь» эшпаевских идеалов, закаленную в огне Великой Отечественной войны, и на чистоту его нравственных устоев, оттиснутых в памяти строками фронтовых писем и инскриптов, пылающих на обороте фотокарточек однополчан. Сердца многих из тех, с кем лейтенант Эшпай по-братски делил солдатскую кашу, в том числе и его лучших друзей-разведчиков Владимира Никитинского и Геннадия Новикова, перестали биться задолго до залпов победного салюта. Но для композитора, который даже не счел нужным расписаться на Рейхстаге (дескать, нечего рисоваться, подлинные герои — в земле), их образы были бессмертны, воскресая в каждой ноте, мотиве, фразе. И речь тут не только о песне «Сережка с Малой Бронной», запомнившейся нашим зрителям в исполнении тенора из театра «Геликон-опера» Давида Посулихина (наряду с ним в программе блеснула обладательница проникновенного сопрано Эльмира Караханова), но и о таких, казалось бы, далеких от патриотической темы опусах, как Концерт для альта с оркестром.
Хотя он сочинен значительно позже страшных военных лет, в 1987 году, апофеоз настоящего человека, а в понимании Андрея Яковлевича это всегда был витязь, защитник, освободитель, ощущается в партитуре отчетливо и ясно. Недаром Юрий Башмет назвал Эшпая творцом, который беспрестанно, вне зависимости от времени, политической системы и общественно-экономической формации, взывал к людям, ставил их интересы и чаяния во главу угла. А уж кому как не Юрию Абрамовичу знать о таких тонкостях авторского взгляда, ведь именно ему, не только дирижеру, но и альтисту с мировым именем, композитор «вверил» это произведение, великодушно дав право первого исполнения. Теперь другой век, другие слушатели и солисты (в Чебоксарах концерт сыграла блистательная Любовь Лазарева), но смысл тот же: торжество личности и противостояние порокам, воля к жизни и преобладание платонического над материальным, величие духа и непоколебимая вера в то, что каждый из нас может быть выше, чище, честнее. Прежде всего, перед самим собой