Челябинский Доктор Андрей Бабин: «В хороших семьях не бывает плохих детей»
об Этом убийстве в ноябре говорил весь Челябинск. 17-летняя девушка Лена Патрушева спустя неделю поисков была найдена задушенной в лесу.
Её друг Кирилл Планков, который всю неделю горевал и в соцсетях просил её вернуться, признался в убийстве. Он объяснил свой поступок желанием проучить свою девушку, которая стала общаться с кем-то другим.
Кирилл Планков - не маньяк, не насильник, не сумасшедший, не трудный подросток из неблагополучной семьи. Он очень милый мальчик с открытым симпатичным лицом. Это первое. Отношения девочек с мальчиками в подростковом возрасте отменить нельзя в принципе - каждый из наших детей в пубертате переживает свою первую историю любви. И как правило, это история трудная, драматичная - редко бывает по-другому. Это второе. Третье: ни один родитель не способен сделать так, чтобы первая любовь или, скажем, первый опыт отношений был обязательно удачен. Так что же происходит с детьми, если они выясняют свои отношения таким способом?
Мы с челябинским доктором Андреем Бабиным говорим о том, что надо понять родителям о своих детях-подростках и как научить их переживать личные драмы, никого не убивая.
Сбросить напряжение
- Учить подростков, конечно, уже поздновато, - говорит Андрей Анатольевич. - Человеком всегда движут три базовых инстинкта: агрессия, секс и голод. Это три мощных энергетических начала. Удовлетворяя эти инстинкты, человек и заряжается, и сбрасывает напряжение. В детстве неудовлетворённые инстинкты выглядят карикатурно: хочется есть - малыш плачет, мама ушла - мама плохая... Дет- ская реакция примитивна. С возрастом инстинкты те же самые, ничего не меняется, а реакции шлифуются. Мы как бы приноравливаем свои реакции к общественно-одобряемым, социализируемся. К примеру, надо сбросить агрессию - мы идём не драться, а на велодорожку в фитнес-зал или в футбол играем.
Так вот, любовью управляют абсолютно те же инстинкты. Вот юноша полюбил девушку. То, как он ведёт себя в этих отношениях, как удовлетворяет свои базовые инстинкты, - это ровно та картинка, которую он срисовал у родителей. Он повторяет модель отношений мамы и папы. Это правило для всех.
Гормоны вместо мозга
- Это бессознательно происходит?
- Конечно. Причём в раннем возрасте - до пяти лет. Ребёнок, пока маленький, принимает всё безусловно, не анализируя, не сомневаясь. Это называется импринтинг - раннее запечатлевание. Дети как обезьянки. Я могу со стопроцентной уверенностью утверждать, что у этого человека были проблемные родители. Эмоционально чёрствые, холодные люди.
- Это не слишком категорично?
- Вот смотри. Воспитание всегда происходит путём подражания. Слова родителей: «Делай то, не делай это», - не имеют никакого смысла. Ребёнок всегда копирует мать. Да, вот так всё просто. Вот наш молодой человек Кирилл в свои 19 лет просто не знает, как реагировать на боль. Его девушка обидела, заставила страдать - он ведь ревновал её. И он не понимает, как ему быть, что ему делать с этим чувством. 14-19 лет - страшный возраст.
Идёт половое созревание. У них гормоны вместо мозга, особенно у парней. Мальчик испытывает сексуальное влечение, он зависим от своей любимой девушки, но ему страшно и стыдно в этом признаться. Помнишь эту песенку: «В каждой строчке только точки после буквы «л»?
- Не помню.
- Ну там что-то такое: «Сказать хотел, но не сумел». Вот! Они не умеют сказать ничего, не знают как. Собственный чувственный опыт ещё совсем маленький, примитивный.
- Так откуда опыту взяться в этом возрасте?
- Ну правильно. Так вот, сексуальное томление каждого подростка выталкивает его в какую-то поведенческую модель. Есть, например, такая: о девушках надо заботиться, поддерживать их, дарить цветы и помогать всячески. Это один вариант. Есть другой - прямой, грубый, циничный. Считается, что чем грубее, тем более по-мужски. Словом, Кирилл явно не из первой категории. Мальчик позиционирует себя как мачо, грубый, циничный, бывалый.
При этом его клинит от желания, распирает просто. И тут выясняется, что у его девушки есть ещё поклонники. Для него это оскорбление, его отвергли! Никто ему не объяснил, что это нормально, когда у девушки много поклонников, что это нормально, когда возникают другие симпатии, они же активно ищут в этом возрасте.
- Да в любом возрасте.
- Да, в любом, но в юности особенно. И вот он испытывает ревность, которая подпитывается агрессией, а это очень мощный биологический мотив. А у него мозги и так переполнены тестостероном и амбициями. Ох, какое всё-таки это тяжёлое время, юность - просто проклятие... И вот юноша, у которого рушится жизнь. Он ещё не знает, что быть отвергнутым - это нормально, что да, так иногда случается. Что ему делать? И у него включается абсолютно детская, примитивная схема: я переживаю, мне больно. Кто виноват? Это она виновата. Всё! Он на неё всю агрессию, всю боль выплёскивает. Он не умеет сказать, что чувствует: «Мне больно, очень больно, мне страшно, мне плохо без тебя. Как ты могла? Я не знаю, как мне жить теперь... » - ну что-то в этом роде.
Примеров, чтобы вот так выражать чувства, простыми понятными словами, у него в жизни не было. И вообще, если девушкам в нашем обществе позволено быть эмоциональными, рыдать и плакать, быть несчастными, то парням - нет. Вот такое поведенческое клише, к сожалению. Мальчикам эмоциональность как бы не дозволена.
Прилипает не ко всем
- Показывать свои чувства даже в твоём возрасте не каждый мужчина способен. Откуда парню в 19 лет иметь опыт, открытость, мужество признаться в том, как ему плохо?
- Неоткуда, конечно. Тут по-разному себя юноши ведут. Могут поплакать. Могут думать о суициде или не дай бог совершить что-то с собой.
- А могут пойти убивать?
- Могут. А кто сказал, что жить легко? Ему никто не объяснил, что бывает по-всякому. Ему никто не показал, как реагировать, когда больно.
- И что делать родителям?
- Сейчас?
- Нет, не сейчас. Что вообще делать, чтобы научить своих детей как-то адекватно реагировать на такую непростую историю? Как им всё объяснить?
- Вот только не разговорами. Разговоры абсолютно бесполезны. Если речь идёт о мальчике - а у нас речь именно о нём - пока он маленький, обеспечьте максимальную телесную близость. Не бойтесь брать ребёнка в постель, делать ему массажик, спать вместе, ласкать его. Ребёнок сам этого просит, и это нормально. Это и есть любовь. Надо с самого детства создать такой эмоциональный фон: ты хороший, ты любимый, ты умница. Показывайте свои чувства, не надо стесняться. Это и есть защита, это профилактика. Дети копируют родителей. Они научатся тоже выражать свои чувства, потому что это нормально.
Я страшную вещь скажу: в хороших семьях не бывает плохих детей.
- Что же тут страшного?
- Потому что многие начнут возражать: мы такие хорошие, почему у нас сын - наркоман? Как почему? Из семьи. А откуда ещё? Больше неоткуда.
Грудное молоко даёт иммунитет ребёнку в младенчестве, и он не болеет. Любящие и открытые родители, которые искренне показывают свои собственные слёзы, бессилие, отчаяние, радость, любовь, стыд, дают ребёнку психологический иммунитет. Плохих детей у таких родителей не будет.
В доме, где доверяют друг другу, подтрунивают, иронизируют друг над другом, разговаривают открыто, дети защищены от таких страшных шагов. Вы умеете говорить детям вместо «Как твои дела?» - «Я так соскучилась. Я так тебя люблю»? Вы можете поделиться с ребёнком каким-то своим важным переживанием? Вот о чём я говорю. Вот что важно по-настоящему. Абсолютно все в подростковом возрасте пробуют курить, пить, смотреть порнуху, щупать девчонок и так далее. Но прилипает-то не ко всем. Мне кажется, что Кирилл вырос без домашнего тепла. Вырос трусом.
- Трусом?
- Конечно. Ему было обидно и больно. Он испугался. Брата позвал для поддержки! Ну, хорошо, позвал, одному непросто. Но ведь он мог поговорить с ней где-то тут, не в лесу, хотя бы у подъезда. Нет, он же придумал завести её в лес, чтобы она не могла никуда убежать. Возможно, он не хотел убивать, хотел просто избить (что тоже страшно). А потом испугался - ведь придётся отвечать! И тогда убил, а потом разыгрывал горе и потерю. Это поведение маленького мальчика, которым управляют голые инстинкты. А ведь он не ребёнок уже. Он вменяем юридически и по закону уже должен владеть своими инстинктами. Отвечать за то, что творит.
Я считаю, что в данном случае причина этого страшного поступка - примитивизм реакций и страх перед чувствами. От неразвитости чувств его любовь - дикая, агрессивная, варварская. Та самая, от которой до ненависти один шаг. И где-то уже другой юный влюблённый пишет краской на асфальте: «Я тебя люблю», а через несколько недель, если любимая вдруг отказала, зачёркивает и выводит хрестоматийное: «Так не доставайся же ты никому!»