Ученый Житенев рассказал о хамском уничтожении рисунков Игнатьевской пещеры
Специалисты предложили пути спасения уникального объекта в Челябинской области
Ученые ищут способы сохранения наскальных надписей Игнатьевской пещеры, которую из-за угрозы их уничтожения закрыли несколько лет назад. Возможно ли их законсервировать, а также на что необходимо обратить внимание в этом вопросе, рассказал доктор исторических наук, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ Владислав Житенев. Подробнее — в материале «Вечерки».Об уникальном природном объекте поговорили с ученым наши коллеги из «Полит74» в рамках работы над документальным сериалом «Пещера». Его создает команда медиахолдинга «Гранада Пресс» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Старт запланирован на ноябрь. Серии можно будет посмотреть здесь.
Игнатьевскую пещеру открыли еще в начале 1980 годов. Тогда она привлекла внимание своими наскальными рисунками как ученых, так и любопытных жителей. Многие из них были деликатны и внимательны, но попадались и те, кто вел себя по-хамски с древними изображениями. Именно это поставило историческое место под угрозу исчезновения. Но можно ли навсегда законсервировать наскальные надписи, чтобы ничего не могло их повредить?
— Сохранение настенных изображений — это больная тема для специалистов-археологов, которые занимаются пещерами. В нашей стране очень неверно понимают слово «консервация». В реставрации это слово имеет много значений. Когда наши зарубежные коллеги пишут о консервации внутри пещер с палеолитической живописью, вовсе не имеют ввиду разработку определенного лака для замазывания фигур, чтобы больше с ними ничего не случилось, — отметил Владислав Житенев.По словам специалиста, необходимо создать условия, чтобы сохранить культурные остатки в пещерах. Для рисунков во всем мире есть единое правило — не совершать с ними необратимых поступков. А потенциальный защитный слой может спустя годы просто отвалиться вместе с красочным слоем наскального изображения.
— Все-таки мы люди очень антропоцентричные, считаем, что все связано только с нами. Человек при неуемном посещении памятника, каким оно было, например, в Игнатьевской пещере, действительно может принести огромный вред. Но даже когда человека нет в пещере, необходимо внимательно контролировать состояние спелеоклимата и самих рисунков. С точки зрения их сохранения, основной фокус внимания должен сейчас быть смещен на понимание естественных процессов внутри пещеры, — подчеркнул Владислав Житенев.При нарушении слоя краски на древнем изображении туда начинают попадать вода и органические остатки — всё это провоцирует естественное разрушение рисунка. Но сейчас у микробиологов и биохимиков уже есть способы деликатной очистки от биогенных угроз.
— Сейчас основная задача — понять не только общие угрозы, которые существуют для всей пещеры, но и проанализировать существующие угрозы для каждого квадратного метра каждой стены, потолка, ниш… Это нужно, чтобы осознать, как сохранять это великолепие, когда будет принято решение об открытии пещеры, — подытожил ученый.