Писатель Виктор Николаев поделился с челябинцами своими мыслями о ценностях жизни
Рассказываем, о чем шел разговор
Перед выбором
Встреча с писателем объединила педагогов, студентов, ученых, общественников, священнослужителей и всех, кому не безразлично будущее России. Многие хорошо знакомы его творчеством.
Виктор Николаев — офицер, прошел «горячие точки»: Афганистан, Сумгаит, Степанакерт, Карабах и другие. Награжден орденом Красной Звезды и орденом преподобного Сергия Радонежского.
В большую литературу он буквально ворвался. Первая, во многом биографичная книга «Живый в помощи», стала бестселлером. Она переиздавалась десятки раз, тираж превысил миллион экземпляров. Большой интерес читателей вызывает и другие книги Виктора Николаева: «Из рода в род», «Безотцовщина», «Время подумать о главном».
Лауреата премии Союза писателей России «Честь имею», Большой литературной Патриаршей премий знают не только в России. Он — победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива».
В своих произведениях писатель исследует мотивы поведения человека в экстремальных ситуациях, перед выбором между добром и злом. В его книгах нет вымышленных персонажей. Все события и герои — реальные. Виктор Николаев пишет о том, что пережил сам, и рассказывает о людях, с которыми его свела судьба.
Писатель много ездит по стране, встречается с читателями, военнослужащими, школьниками и студентами, священниками и прихожанами храмов, с отбывающими наказание в исправительных колониях и с сотрудниками УФСИН.
— У меня проходит много встреч с разными аудиториями. Самая большая была в Севастополе — 1000 человек, самая маленькая — с приговоренным к смертной казни, — с этого начинает разговор прозаик.«Я полз по минному полю, а жена молилась»
Автор популярных книг рассказал челябинцам о спасительной силе любви и молитвы. Фото Дмитрия Куткина
С детства он хотел стать военным. И мечта исполнилась. После школы поступил в Курганское высшее военно-политическое авиационном училище. На третьем курсе прошел первую проверку на прочность.
— В 1979 году под Челябинском взбунтовался эшелон призывников с Кавказа. В результате были зверски убиты все проводники и проводницы, — вспоминает Виктор Николаев. — Ночью нас, курсантов, подняли по боевой тревоге. Попытки договориться с бунтовщиками ни к чему не привели. Тогда начальник КГБ области сказал нам: «Очень прошу, остановите этот беспредел, ответственность беру на себя». Дали команду: «На штурм!» Мятеж был подавлен.Об этом, как и о других событиях в своей жизни, писатель рассказал в книге «Живый в помощи».
Потом был Афганистан. Именно там, по словам писателя, он впервые почувствовал силу молитвы. Молодой офицер служил в вертолетной эскадрилье, возглавлял поисково-десантную группу.
— Все шло в штатном режиме до 3 января 1988 года. Наших десантников зажали высоко в горах. Из 22 парней шестеро были убиты, многие ранены. Мы нашли их быстро, подняли на борт. При заходе на посадку наш вертолет был сбит стингером. Упали на минное поле. С сильной контузией мне удалось выползти из вертолета, — рассказывает Виктор Николаев. — В тот момент у моей жены ёкнуло сердце. Она начала читать молитву своими словами — мы тогда мы были некрещеными, в храм не ходили. А я в это время полз по минному полю — и не подорвался.Сила любви
Последствия тяжелого ранения дали о себе знать позже, когда офицер учился в Военно-политической академии в Москве. На одном из занятий он внезапно потерял сознание.
— Меня доставили в госпиталь Бурденко. Нейрохирурги поставили диагноз — рак левой височной доли головного мозга. Лопнул гнойник величиной с куриное яйцо. Врачи сказали супруге: «Ваш муж в сознание не вернется. Но операцию делать будем. Это наш долг». И попросили согласие. Она дала разрешение, — делится писатель.С начала операции его жена встала на молитву. И восемь часов, пока она шла, читала 90-й псалом «Живый в помощи…». А шестилетняя дочка взяла маленькую картонную иконку Владимирской Божией Матери, прижала к груди и так просидела всю операцию.
— Когда в семье настоящая любовь, и дети видят, что родным нужна помощь, они быстро взрослеют, — замечает Виктор Николаев. — Вот так благодаря молитве и мастерству врачей я выжил.А потом было долгое восстановление. Врачи предупреждали жену, что ее муж никогда не будет ходить и говорить. Но она не сдавалась. Виктор Николаев убежден, что любовь и вера поставила его на ноги. В этом великое мужество и стойкость женщины.
Тяжелые испытания привели семью в храм. Виктор Николаев стал алтарником.
— В храме вдохновился написать книгу о подвиге наших ребят в Афганистане, о подвиге жены, которая умеет ждать. Знаете, воевать легче, чем ждать, — признается писатель.Когда рукопись была готова, возник вопрос об ее издании. И здесь не обошлось без Божьей помощи.
— Я молился перед иконой святого Иоанна Богослова. И вскоре позвонил священник из Барнаула. Он прочитал рукопись и пообещал найти деньги для ее издания. Позже оказалось, что батюшка — настоятель храма Иоанна Богослова. Так вышла моя первая книга «Живый в помощи», — поясняет автор.По ту сторону
На встрече с челябинцами Виктор Николаев рассказал и о других произведениях. Например, в центре внимания книг «Из рода в род» и «Безотцовщина» — судьбы тех, кто попал в места лишения свободы. Автора интересует, что испытывают люди, оказавшиеся по ту сторону жизни, как строятся отношения на зоне, почему одни раскаиваются и приходят к Богу, а другие продолжают плыть по течению. В повествовании — никакой романтики.
Все, о чем пишет автор, он видел и слышал лично. Виктор Николаев побывал во многих исправительных колониях, общался с заключенными, в том числе с приговоренным к смертной казни. Поддержку в сборе материалов оказывала ФСИН.
— Я встречался с самыми разными заключенными. У некоторых по 10-15 судимостей. Но я часто замечал: когда с ними говоришь по-человечески, искренне, рассказываешь о семье, любви, многие мужики не могут сдержать слез. Они тоже хотят дома, тепла, покоя, — делится наблюдениями писатель.При подготовке книги ему довелось побывать в камере смертников и поговорить с парнем, который несколько лет ждал исполнения приговора. В свое время родители откупили его от армии. Но не спасли: сын ушел в криминал и совершил жестокое преступление.
— В камере паренек не мог спать. По ночам, заслышав шаги, со страхом думал, что идут за ним. Однажды ему стало невыносимо плохо. И тогда он задумался о том, что никогда не был в храме, не знает, как правильно ставить свечу и подходить к иконе, — вспоминает встречу Виктор Николаев. — Парень рассказал мне, что упал на колени и пополз в угол, чтобы нацарапать там крест. Но как только дополз, увидел, что кресты уже нацарапаны смертниками, которые сидели до него…
Герои книг Виктора Николаева оказываются перед выбором между добром и злом. Фото Дмитрия Куткина
В своих книгах писатель заостряет внимание на моменте выбора. В экстремальной ситуации у его героев часто меняются взгляды на жизнь. Как бы она ни сложилась, человек рано или поздно придет к храму, убежден писатель.
— Как-то у меня был разговор с одним стариком. Он прошел Отечественную войну и штрафбат. Чудом остался жив. После войны жизнь не сложилась, было несколько судимостей. Но однажды на склоне лет захотелось прийти в храм и сказать: «Прости за все». Старик признался, что поумнел на кладбище, когда блатные убили друга. Тогда он понял: где бы русского мужика не носило, все закончим под крестом и при батюшке, — рассказывает писатель.Золото высшей пробы
В своих книгах автор размышляет над таким явлением как «золотая» молодежь. В поисках ответа побывал в закрытых ночных клубах Москвы, Петербурга и не увидел там никакого золота.
По словам писателя, настоящее золото высшей пробы — это молодые люди, которые идут в бой «за други своя», защищают Родины и готовы отдать жизнь за веру, за Отечество. В пример он привел простого солдата, пограничника Женю Родионов. Во время чеченской кампании боевики взяли его в плен, бросили в подвал, а потом повели на казнь. Перед этим поставили на колени и заставил снять крест. Взамен обещали сохранить жизнь. Женя крест не снял. Его казнили.
В Тульской области установили большой дубовый крест, внизу выложили надпись: «Воину Евгению». Каждый год в день его гибели сюда приезжают тысячи человек, чтобы почтить память героя.
И таких примеров мужества и отваги немало.
Время подумать о главном
Теме героизма Виктор Николаев уделяет особое внимание.
— Подвиги совершают не только на войне. Не оставить человека в тяжелый час — тоже подвиг. Известно, что большинство женщин ждут своих мужей из колонии. Но я знаю всего два случая, когда муж дождался освобождения жены, — рассказывает писатель. — Так случилось в одной семье. Женщина совершила ошибку и была осуждена. Родственники уговаривали мужа бросить ее. Но он ходил на все суды, приезжал на свидания в колонию. А в день ее освобождения, приехал с большими букетом цветов и двумя повзрослевшими детьми. Жена встала перед мужем на колени и поцеловала ему руку. Сейчас в семье уже трое детей.В своем выступлении писатель отметил, что в России нужен федеральный телеканал о подвиге, подчеркнул роль моральных и нравственных ценностей в современном обществе и дал несколько мудрых советов для молодежи.
Виктор Николаев уверен, что в жизни все неслучайно и в любой ситуации важно сделать правильный выбор.
— Когда молодые люди создают семью, будет и любовь, и трудности. Но их можно преодолеть. Главное, ребятам нужно заботиться о своей девушке, чтобы она была спокойна и уверена в вас. А девушкам надо всегда вдохновлять парней. Он должен знать, что любят только его, что дома тепло и уют- только для него, — обращает внимание писатель. — А еще я всегда говорю молодым: ваша жизнь — это дорога. Соблюдайте чистоту на ней, не превышайте скорость и не вылетайте встречку. Иначе можно слететь в кювет, а оттуда очень тяжело выбираться.Сейчас Виктор Николаев работает над новой книгой. Одна из ее глав «Смешинки от Маринки» посвящена детскому юмору. Вдохновляют его внучки. Дети тонко подмечают то, что взрослому заметить уже не дано.