В Челябинске цифровой библиотекарь 10 лет дарит бессмертие книгам

Рассказываем, как спасают обветшавшие издания в Публичке
Анатолий Мезяев — заведующий сектором отдела электронных ресурсов Челябинской областной универсальной научной библиотеки. А по совместительству — спасатель обветшавших книг. Вот уже 10 лет он оцифровывает бумажные издания. Для чего это нужно и как выглядит рабочий день «цифрового библиотекаря», разбираемся в спецматериале участника стажировки медиахолдинга «Гранада Пресс» Александры Хайрисламовой для «Вечерки».Анатолий начинал с создания электронных ресурсов, а спустя два года занялся сканированием и оцифровкой изданий. Изначально это задумывалось как способ обеспечить их сохранность, ведь на фоне переполненности хранилищ Публички поддерживать состояние огромного количества бумажных книг непросто.
— Оцифровка была как новое веяние, — вспоминает Анатолий Мезяев. — Это помогло нам убить двух зайцев сразу: и сохранить книгу, и облегчить чтение уже её электронной копии.При оцифровке книг есть свои юридические нюансы, ведь недостаточно просто отсканировать страницы — нужно их отредактировать для читаемости. И тут включается закон об авторском праве. 20 лет назад Google захотела оцифровать все книги мира, и всё могло пойти успешно, если бы не восстали сами писатели. Спустя год старта одного из самых амбициозных IT-проектов корпорация получила в свой адрес коллективный иск о защите авторских прав, и разбирательство затянулось на десятилетие. Поэтому Публичная библиотека всегда запрашивает необходимые согласия и следит, чтобы на ресурсах учреждения без разрешения правообладателей ничего не выкладывалось.
— Хотя и тут есть лазейка, — смеется оцифровщик. — Либо ждать лет 70 после смерти автора, либо всё же договариваться.В первую очередь в библиотеке сейчас оцифровывают книги краеведов, которые желают не просто увековечить свои знания в истории, но и распространить их через интернет. Впрочем, эта работа не ограничивается простым сканированием и выкладыванием в Сеть. Сотрудники учреждения подписывают договоры об авторских правах, а затем активно продвигают электронные копии книг на разных мероприятиях и конференциях.

Оцифровка способна продлить жизнь книги на столетия. Фото Дмитрия Куткина
Но не обесценивает ли оцифровка саму идею бумажной книги? И не вытеснят ли в итоге сканы в библиотеке оригинальные напечатанные издания? Сотрудник ЧОУНБ отвечает на эти вопросы однозначно — такой сценарий маловероятен: бумага была и остается одним из самых достоверных источников информации.
— Мы в библиотеке не отказываемся от бумажных книг, у нас нет такой цели: оцифровали книгу и выкинули на помойку, нет, — успокаивает Анатолий Мезяев. — Состояние книги портит именно её использование, руки, которые касались корешка. В неприкосновенности бумажная книга сможет сохраниться гораздо больше, прожить столетия.Процесс оцифровки издания — небыстрый. За час специалист может отсканировать около 300 страниц. Если требуется их дальнейшая обработка — втрое меньше. На сегодня в архивах Публичной библиотеки уже более 190 тысяч электронных копий документов. А чтобы оцифровать силами учреждения весь фонд, включающий более двух миллионов изданий, потребуется около 300 лет.
Среди уже оцифрованных копий — газеты и книги разных жанров. Прочитать их теперь можно в любое время суток, и для этого даже не придется идти в ЧОУНБ. Электронный формат позволил сотрудникам выявить одну закономерность: люди читают чаще тогда, когда библиотека и вовсе закрыта.
Ранее Анатолий Мезяев рассказал о своей работе в одном из выпусков стим-шоу «Поутру» медиахолдинга «Гранада Пресс».