Отлов бродячих собак. Что не так с этим в Забайкалье?
Бродячие собаки как политика, если ими не заниматься, то рано или поздно они займутся тобой. Для того, чтобы убедиться в справедливости этой фразы, можно просто выйти на улицу, например, Читы, там братья наши меньшие уже давно чувствую себя старшими. Тема эта прошла красной нитью через всю неделю. В понедельник ее обсуждали на оперативном совещании в правительстве края. В пятницу - на заседании в администрации столицы региона. О том, насколько острые зубы у этой проблемы - Александр Носиков. Этот УАЗик движется со скрипом, как и работа тех, кто в нём находится. Сотрудники читинской городской станции по борьбе с болезнями животных едут выполнять очередную заявку по отлову бродячих псов. Пневматическую винтовку заряжают шприцем со снотворным, задача простая. После отлова - доставить в приют, там животное получит вакцину, если нужно стерилизацию и бирку на ухо с индивидуальным номером. Но так просто лишь на бумаге, в жизни всё долго и не всегда продуктивно. Такой укол для собаки абсолютно безболезненный. А еще не всегда эффективен. Часто крупные особи подолгу не засыпают, ловцам приходится по полтора часа бродить за ними. В этом случае пёс сначала кругами ходил по территории школы №33, потом вместе со стаей укрылся за забором частной территории. Ветеринарам за эти ворота проход закрыт.
Баир Базаров, заместитель начальника читинской городской станции по борьбе с болезнями животных: "У нас определенные сложности в отлове собак, потому что отловить эту собаку практически невозможно, у нас нет таких препаратов, чтобы можно было с расстояния ввести инъекцию, и чтобы собака сразу ложилась. Она пока километр, два бежит, её не догонишь. Порой её вообще не найдёшь. В теплотрассу, на территорию воинской части, куда угодно. Да в свою ограду забежала. И всего за год мы отловили 776 голов".
Закон суров, но он закон, который надёжно защищает собак. Никакой эвтаназии. Только в приют на стерилизации, после которой агрессивная дворняга, как правило, агрессивной и остается. Потому и такое количество заявок. Всего за год ловцам их поступило более 1600. Их отрабатывают - внимание - лишь две специализированные бригады. В следующем году ситуация, правда, может измениться. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение законодательного собрания региона.
Андрей Лим, руководитель государственной ветеринарной службы Забайкальского края: "Эта работа проводится силами двух бригад, на город с населением около 350 тысяч человек это действительно недостаточно. Для этого необходимо привлекать, как мы предлагаем в новом проекте закона, передать полномочия на муниципальный уровень, смысл закона в том, чтобы передать полномочия, вместе с деньгами и муниципальные районы будут производить торги на заключение договоров на отлов безнадзорных животных".
Кроме того, собираются сократить время пребывания животных в приютах. Если раньше передержка занимала три месяца, то теперь будет - не более 20 дней. За счет этого нагрузка должна быть снижена. Но тем не менее в читинском приюте, организованном при одной из колоний УФСИН, расширяют территорию под строительство новых вольеров на сто мест.
Алексей Рыбаков, заместитель начальника учреждения ИК 3 УФСИН России по Забайкальскому краю: "После прибытия собаки сюда, она помещается в карантинное отделение, где за ними у нас наблюдает врач-ветеринар, после чего она водворяется в вольер. Отдельно у нас содержатся кабели, отдельно суки. Также мы отдельно смотрим, чтобы вес, рост примерно одинаков был. Больших с маленькими мы не содержим".
Такому человеческому отношению к животным могли бы и люди позавидовать. По крайней мере покусанные собаками точно. Наталья Пляскина - одна из них. Вместе с дочерью она едва отбилась от бродячей стаи.
Наталья Пляскина: "Две большие собаки налетели и прокусили две кисти рук, и вот после этого мы пытались отогнать собак. Затем поехали в тавмпункт для оказания первой медицинской помощи, где нам была оказана первичная хирургическая помощь, и ещё были поставлены прививки от бешенства".
По статистике, чаще всего нападают собаки, брошенные хозяевами, или самостоятельно покинувшие территории частных подворий. Ветеринары уверены - справиться с этой проблемой можно будет лишь тогда, когда каждый поймёт смысл фразы: "Мы в ответе за тех, кого приручили", а для лучшего понимания не помешали бы и крупные штрафы за подобные деяния. Но это уже совсем другая история: федерального законодательного уровня.