Сделано из опилок: В Петровск-Забайкальском районе Забайкалья открыто производство экотоплива
Экологичное, доступное, местное. Всё это о новом виде топлива, которое уже вовсю осваивают в Забайкалье. И речь не о полумифическом для региона голубом топливе - газе, а о производном от древесных опилок - пеллетах. Материала для него в избытке буквально под ногами, вот только пользуются пока единицы. И сейчас вопрос с распространением полезного опыта лично контролирует вице-премьер краевого правительства - Андрей Гурулёв. О предприятии-новаторе сюжет Антона Калганова. Безжалостный терминатор способен "съесть" деревянные фракции какой угодно толщины. И это только первая стадия работы небольшой фабрики. Дальнейшее превращение творится уже внутри помещения. Мелкорубленное дерево попадает в бункер, оттуда по магистралям транспортных лент мчится в шнек - устройство для засыпки сырья. Потоки разделяются. Один идёт для дальнейшего измельчения до состояния стружки. А второй - прямиком в печь, в качестве топлива. Котёл нагревается до температуры почти в полтысячи градусов цельсия. Но древесная стружка тут не тлеет. Задача в другом.
- То есть таким образом вы убираете всю лишнюю влагу из дерева? Оксана Кондратьева, оператор пульта завода по переработке опилок: "Опилки хорошо просушиваются, если скачок температуры какой-то, опилка идёт сырая, мы постоянно проверяем, щупаем, чтобы она соответствовала всем требованиям".
Если влаги будет чуть больше, то вся проведённая работа насмарку, брак. В барабане запекается древесный порошок, а далее на пути - пресс-гранулятор.
Антон Калганов: "Фактически дерево здесь проходит через четыре этапа обработки, отходы пиломатериалов, так называемый горбыль превращается в щепу, после этого щепа измельчается до состояния мелкой древесной трухи, после, пройдя соответствующие этапы тепловой обработки, мы получаем вот такие тёпленькие пеллеты".
С пылу с жару - конфеты, только разумеется на вид, они же древесные палочки проходят последнюю стадию перед упаковкой - калибровку. Лом - мимо, остальные пеллеты, все как на подбор - в огромный, весом почти в 800 килограммов мешок.
Владимир Самсонов, индивидуальный предприниматель: "Если мы говорим по опилкам, то это грубо говоря 6-7 кубов опилок, ну это КАМАЗ, самосвал и тонна пеллет на выходе. - Сколько производите сейчас? - Мы работу только начали особых объёмов у нас нет, ну 7-8 тонн в день мы производим". Жар в печи не хуже угольного, а то и лучше. Теплоёмкость освобождённых от влаги топливных элементов выше, чем у угля. Проверено! Быть может самое важное для кочегаров - золы почти нет. Дышать, говорят, стало легче. А как преобразилась сама котельная - чистота кругом! И ещё один фактор. Экологический.
Олег Бянкин, генеральный директор организации "Благоустройство+": "КПД намного выше угля, но и самое главное - сгорает всё. Так оно и есть, безотходное производство. Второй момент это экология, вот, посмотрите, дым, его практически нет. Это вообще ничего. Это значит мы будем экономить на чём: на выбросах загрязнения воздуха, будем платить намного меньше денег".
Скоро почти весь Петровск-Забайкальский район сможет оценить качество нового вида топлива. Опыт такого взаимодействия лесозаготовительного предприятия и теплоснабжающей организации пока первый в крае. Механизм проходит отладку, но эффект очевиден.
Андрей Гурулёв, заместитель председателя правительства Забайкальского края: "Основная концепция, которая реализуется, это безотходное производство, то есть все те отходы, которые раньше выкидывались на свалку, у нас сгорели, верхушки, опилки. Вот сейчас перерабатывается на заводе, но самое главное - мы замкнули цикл. То есть завод доставляет в котельные Петровск-Забайкальска в районы пеллеты, которыми она отапливается, что даёт нормальный экономический эффект и намного улучшает экологию". Путь безотходного производства лесоматериалов в сотрудничестве с теплогенерирующими компаниями - это закономерный виток развития и даже возрождения лесной отрасли края. Иного пути у этой ведущей когда-то производственной сферы региона, похоже, нет. Очевидное и вероятное будущее за пеллетами.