Обшарпанность старины — что осталось от Полутовского квартала в Чите
Прогулка по старинному кварталу города.
Городской квартал Читы, ограниченный улицами Журавлёва, Чайковского, Бутина и Ленина, называется Полутовским. Его застройку начал в XIX веке забайкальский купец Михаил Бутин и продолжили братья Дмитрий, Александр, Иван и Николай Полутовы. Мы прогулялись по кварталу и посмотрели, как выглядят старинные здания в 2022 году и что удалось сохранить.
Текст с подробной историей Полутовского квартала вышел у Андрея Козлова в 2013 году. Прочитать его можно по . В нашем тексте будут лишь небольшие выдержки из него.
Фотографировали квартал мы сейчас — в марте. Вероятно, летом и поздней весной он будет выглядеть лучше благодаря скрывающей недостатки зелени. Однако живём мы в городе круглый год — хочется видеть красивое всегда.
Прогулка началась с угла улиц Бутина и Чайковского. С этого ракурса видна администрация Читы — регулярно ремонтируемое здание трёхэтажного доходного дома Полутова на Бутина, 39.
Трёхэтажное Г-образное в плане здание построено в стиле провинциального модерна. Центр главного фасада акцентирован ризалитом, завершённым 4-гранным сводчатым куполом. Окна ризалита криволинейные, с оригинальной расстекловкой. Скошенный угол в уровне второго этажа имеет эркер.
Первый этаж занимали бакалейно-гастрономический магазин Ивана Александровича Макарова с ренсковым погребом и магазин военно-экономического общества, где торговали одеждой и галантерей, а также булочная и две кондитерских — Ивана Ивановича Яковлева и Попандопуло. Коммерческое училище баронессы Мэри Германовны Розен и стоматологические кабинеты известных врачей Самуила Давыдовича Шпизмана и Марии Максимовны Штoльц занимали второй этаж. Здесь же работала «Московская фотография» Михаила Яковлевича Янкелевича — одна из лучших в городе. «Софийскую аптеку» содержал Марк Андреевич Михайлов, Янкелевич имел при аптеке лабораторию.
Затем мы свернули на Чайковского и пошли в сторону улицы Журавлёва. Сначала прошли мимо здания Центрального суда.
После этого мы попали в ошеломляющую серость — виной тому длинный дом на Чайковского, 13. Там находится отдел по делам архивов городской администрации.
Следом стоит дом Соболева, построенный в 1917 году. Вы сможете его узнать по розовым стенам и вывеске палаты адвокатов Забайкальского края над замурованным дверным проёмом.
Изначально дом принадлежал жене священника Алексея Ивановича Соболева — Марии Михайловне. Сам Соболев в 1900 году был переведён в штат священников читинского Михайло-Архангельского кафедрального собора. В 1904 году стал настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви.
Вход к адвокатам прячется за углом — напротив одного из доходных домов Полутова на Журавлёва, 28. Часть этого дома остаётся жилой, также там находится «Уездный ломбард». Именно он оставляет после прогулки самое гнетущее впечатление.
Построен он был в 1870-х годах на месте, где сейчас располагается административное здание по Амурской, 68, так что это одно из самых почтенных строений в нашем городе, хоть и находится в аварийном состоянии. До переноса в здании располагалось офицерское Общественное собрание. Его должны были снести, но Полутов в 1913 году здание выкупил и перевёз его в Полутовский квартал, причём сделал это без разрешения городской управы и утверждённого плана. Комиссия городской управы в январе 1914 года признала его пожароопасным, так что потребовалось снести деревянную террасу соседнего дома по Журавлёва и выход из соседнего дома на Чайковского.
Часть здания, в которой находится ломбард выглядит красивой — вывеска гармонично смотрится на здании с более чем 150-летней историей. Внутренний двор, однако, выглядит удручающе. Когда смотришь на разбитые окна, серое дерево вековых стен, понимаешь, что дом бросили умирать. Бросили вместе с жителями и удобствами во дворе. Пока мы там стояли, я буквально кожей чувствовала, как дом погибает. Не прибавил оптимизма и житель одной из квартир, который поинтересовался, что мы делаем, и, услышав про Полутовский квартал, переспросил, удивился и протянул: «Ну да, раритет».
Со стороны Журавлёва в доме находится продуктовый магазин с аутентичной вывеской. Но в рабочее время он был почему-то закрыт.
Дом на Журавлёва, 26, построен в 1910 году. Это тоже один из доходных домов Дмитрия Полутова. Сейчас, судя по всему, жилой. Жители даже отгородили себя кирпичной стеной с железной дверью.
Этот дом построен позже доходных домов на Ленина, куда мы ещё не добрались, — в 1909—1913 годах. Деревянный одноэтажный дом с каменным полуподвальным помещением с водопроводом и печным отоплением. Декор оконных наличников дома идентичен оформлению двухэтажных домов на Ленина.
Исполин следом — антиисторическое здание торгового центра «Галерея». Назвать его красивым или вписанным в историческую застройку язык не поворачивается.
Дом на Ленина, 106, — жилой.
Построен в 1908 году — он деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте с печным отоплением и центральным водопроводом. Площадь дома — 90 квадратных метров, в нём по семь комнат на каждом этаже.
На первом этаже находится канцелярский магазин «Генезис», вход со двора у монтажной компании Zab-Gealan.
Одна из достопримечательностей этого дома — сохранившийся камин. Насколько он хорошо сохранился и украшают ли его объявления-листовки, вопрос спорный. Сохранился, и на том спасибо.
Сбоку у дома стоит заброшенная машина.
Следующие два дома — Ленина, 104 и 102, построены в 1906-1908 годах. В доме №104 расположен барбершоп «Полутовский», ломбард и юридическая компания.
Дом на Ленина, 104 — построен в 1908 году, деревянный, двухэтажный, треть дома на столбах, две трети — на каменном фундаменте, центральный водопровод, печное отопление — по две голландских, утермарковских и русских печки, восемь комнат на первом этаже и 10 на втором, одна веранда. Полезная площадь дома составляла 176 квадратных метров.
Вход в квартиры находится сбоку здания. Насколько они жилые, судить трудно. В почтовых ящиках лежат много квитанций, предупреждающих о накопившейся задолженности.
Двор за этим зданием скрыт от глаз прохожих, слава богу.
Пространство между 104-м и 102-м домами вполне подошло бы для небольшого садика или летней веранды. Сейчас же служит парковкой.
В доме на Ленина, 102, находится маникюрный магазин, что-то под старыми вывесками «Квартирное агентство» и «Натяжные потолки», туристическое агентство, секс-шоп.
Дом на Ленина, 102, был построен до 1908 года — он присутствует на плане участка Полутова, утверждённого в августе 1908 года. Двухэтажный деревянный дом был построен на каменном фундаменте. В доме был центральный водопровод и печное отопление — 12 голландских печей и две русских. Полезная площадь дома составляла около 122 квадратных метров, жилая — 90 квадратных метров.
Вход в квартиры притаился сбоку.
Пока мы фотографировали старинные дома, мимо нас несколько раз прошёл местный пёс — он никак не мог решить, в какой клумбе закопать косточку.
Во дворе дома на Ленина, 100б, стоит красивое здание Четвёртого арбитражного апелляционного суда.
Архитектурной и исторической доминантой в застройке квартала является расположенный в глубине квартала четырёхэтажный доходный дом Полутова с водонапорной башней по улице Ленина, 100б, построенный в конце 1909 года.
Видно его и со стороны улицы Чайковского.
Следом — на Ленина, 100, находится дом, который при Полутове был построен первым. Это особняк Дмитрия Васильевича.
Его построили в 1903—1905 годах. Объект культурного наследия федерального значения. В этом доме находилась контора товарищества и жил глава семейства.
Круг завершён — мы снова оказались у администрации.
Никто не поверит, но этот текст задумывался от любви. Я шла по Ленина, солнце играло на деревянных боках полутовских домов, и я отчётливо увидела их красоту — может быть, я разглядела их такими, как прежде. Но стоило подойти поближе и посмотреть подольше, стало видно, что дома похожи на умирающих краснокнижных животных. Убить их не могут, но и помочь тоже не стараются. Та часть из них, где собственники смогут сами финансировать ремонт, сохранятся. Другие бесследно исчезнут, и когда-нибудь от квартала останется пара домов.