Яма обещаний. Чита рискует не получить «школу будущего» за год
Генподрядчик оказался замешан в скандале и уголовном деле из-за стройки в Екатеринбурге.
Концессия на школу в Каштаке была заключена в быстрые сроки осенью 2021 года. Первый транш перевели до Нового года, к концу 2022 года школа на 800 мест уже должна быть готова. Спустя 3 месяца, 10 марта, журналисты «Чита.Ру» поехали на стройку, чтобы своими глазами увидеть, какие работы уже успели выполнить. Сейчас, когда до конца срока осталось 8 месяцев, на месте всё ещё ничего нет. В реальность ситуация отличается от того, как её представил концессионер, которому край будет выплачивать кредит.
Правительство Забайкальского края в течение 15 лет будет ежегодно платить по 34 миллиона рублей в год по концессионному соглашению за школу. Общая сумма строительства составила 1,513 миллиарда рублей. Из этой суммы треть (513 миллионов рублей) вложит концессионер, а остальную сумму выделит правительство России из федерального бюджета. К декабрю 2022 года школа должна быть готова, она должна быть оснащена
Школу строят возле нового жилого комплекса «Солнечный город», который состоит из трёх высоток, одна из которых всё ещё в процессе строительства и будет закончена в 2022 году. Рядом с комплексом уже должен быть построен парк «Забайкальские ворота», однако жители могут его не дождаться.
То, что мы увидели, расходится с информацией, которую журналистам предоставил Станислав Неверов, глава компании-концессионера «Школа будущего». Он сообщил, что на месте уже выкопан котлован и закладывается фундамент. Как оказалось, на месте будущей школы не готов даже котлован — пока там есть только яма, дно которой только начинают выстилать. Ни о какой заливке фундамента речи не идёт. По мнению Неверова, все работы проходят в соответствии с планом, не высказывается никаких сомнений, что за 8 месяцев на пустом месте возникнет школа — а ведь её ещё нужно полностью оснастить.
Нужно сказать, что информация минстроя Забайкалья более точная: там мне сообщили, что пока на объекте идёт подготовка, а выемка котлована всё ещё производится, поставки металлоконструкций и стройматериалов только организованы (а не произведены, как сообщил концессионер).
Забайкальская строительная компания ООО «Алюком» 1 декабря подала жалобу в управление ФАС на конкурс за незаконное отстранение от участия в конкурсе, однако 13 декабря компания досрочно отозвала свою жалобу по неизвестным причинам. Антимонопольная служба, признавшая жалобу обоснованной, не успела рассмотреть дело по существу. В итоге контракт достался «Школе будущего», но поскольку концессионер сам школу не строит, они сами в закрытом режиме выбрали выбрали генподрядчика
Компания выдвинула кандидатуру ООО «Геолайн», министерство строительства Забайкалья её согласовало. Выбор был аргументирован тем, что «Геолайн» имеет соответствующие лицензии, опыт работы, необходимые для реализации проекта штат персонала и технику, активы на балансе, опыт реализованных проектов.
Закрытый конкурс подрядчиков вызвал интерес к компании, которая раньше не была замечена в Забайкальском крае. Офис «Геолайна» находится в Санкт-Петербурге. Хозяин и гендиректор — Андрей Мкртичян. Компания имеет филиал в Таджикистане. Как оказалось, у фирмы нет полноценного штата, 9 марта она начала искать в Чите инженера-энергетика и кладовщика — вакансии всё ещё открыты. На видео, снятом в середине рабочего дня, видно, что на стройке работает несколько человек.
Как оказалось, «Геолайн» уже был замешан в скандале из-за стройки в Екатеринбурге, когда фирма должна была построить площадку особой экономической зоны в аэропорту. «Геолайн» нанял подрядчика «Титановая долина» и субподрядчика «Проектное дело», но глава «Титановой долины» Кызласов потребовал от субподрядчика взятку в 12 миллионов рублей, был взят с поличным и осуждён на 10 лет строгого режима. Бывший замминистра экономики Свердловской области Шилиманов как посредник во взяточничестве был приговорён к 8 годам колонии. Кызласов на суде заявил, что сроки строительства были завалены по всем направлениям.
Концессионное соглашение отличается от обычной госзакупки, многие документы скрыты от глаз журналистов, концессионер имеет намного больше свободы и меньше государственного контроля, например, в части выбора подрядчика. Пока весь проект вызывает массу вопросов, один из которых — будет ли строительство закончено в срок.
Станислав Неверов 21 января дал интервью «Чита.Ру», в котором объяснил, почему Забайкальскому краю необходима школа в кредит.