Сорняки на импортном поле.
К тотальным западным санкциям Забайкальский край подошёл с падающим сельхозпроизводством.
Объявленные России всеобъемлющие санкции, а вернее экономическая война, обязывает, очевидно, руководителей региона делать не бодряческие заявления – дескать, нам всё нипочём - как мы слышим из уст губернатора Осипова, а посмотреть на те резервы, которые годами, десятилетиями не используются в регионе, в частности, в сельском хозяйстве.
Сирота в своём доме
За грандиозными планами и стратегиями развития на долговременную перспективу, которые постоянно декларируются руководителями Забайкальского края, насущные проблемы в сельском хозяйстве, остаются в тени и как бы вовсе не замечаются в региональном правительстве. А ведь это проблемы просто кричащие. Стоит посмотреть на статистику Забайкалкрайстата, чтобы убедиться в этом. Из месяца в месяц на протяжении последних лет индекс производства продукции сельского хозяйства падает. Два года подряд ежемесячно он составляет от 85 до 95% от соответствующего месяца предыдущего года.
Такое же положение и в обрабатывающей промышленности, где немалую долю занимает пищевая промышленность. В крупных продовольственных магазинах прочно обосновались зарубежные фирмы и продукция из других регионов. И это в благодатном Забайкальском крае, где в прошлые времена в целом ряде районом получали урожай зерновых до 30 и более центнеров с гектара, были рекорды в овощных хозяйствах, а на молочных фермах три тысячи литров молока от коровы в год – было обычным делом, доярки- рекордсменки получали по четыре и даже по пять тысяч литров молока в год. И ведь дня не проходило, чтобы руководители региона не говорили о необходимости повышать результаты. Управление сельского хозяйства было центральным в системе всех управлений.
Сегодня у нас министерства – количество чиновников в них кратно превышает то, что управляли раньше. Хотя в сельском хозяйстве около 90% производителей – это частный сектор. Чем же управляет министерство сельского хозяйства? Трудно сказать, только не созданием условий, чтобы частный производитель мог легко свою продукцию сбыть оптом по приемлемым ценам, а она бы успешно реализовалась в розничной торговой сети. Вот и получается, что в мясной отрасли край обеспечивает себя на 60%, а в молочной… на 10%. Овощи и картошку везут из-за границы и из других регионов, хотя в крае есть все возможности стопроцентно обеспечить себя своей, доморощенной картошкой, огурцами, помидорами, свеклой и т.д.
Автору этих строк довелось ряд лет проработать в Улётовском и Читинском районах, объездил их вдоль и поперёк, много изучал передовой опыт, пропагандировал его в качестве журналиста и редактора газеты. И вот теперь, когда я проезжаю просёлочными дорогами или даже трассой по этим районам и вижу брошенные, заросшие бурьяном поля, которые некогда колосились хлебами или давали немало овощей и картофеля, становится понятной фраза английского премьера Уинстона Черчеля: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха». Сказано это было в начале 1960-годов.
Легче купить за кордоном
Да, в былые времена результаты достигались административными методами, а социалистическое соревнование не могло заменить конкуренцию. Но теперь-то никто никого не неволит – получай результат из собственного материального интереса! И очень многие в селе хотят это делать – и молоком бы залили, и мясом заполнили склады и прилавки, и овощей с картошкой дали бы сколько хочешь. Но… Власть почему-то устранилась. До сих пор не создано эффективной системы потребительской кооперации, кроме отдельных попыток, во многих районах некому организовано закупить продукцию у фермеров, крестьянских хозяйств. Кроме того, тем, кто это ещё стихийно делает, сплошь и рядом ставят палки в колёса, стараются не стимулировать производителя, а обокрасть, занижают цену на молоко, мясо, ту же картошку – кто же будет заинтересован в производительном труде? А власти легче привезти продукцию, пресловутый молочный порошок из-за границы, мясо из Монголии, других соседних стран.
Да что говорить, мы в Забайкальском крае и собственную перерабатывающую пищевую промышленность почти свели на нет. Предпочитаем отдать наш рынок другим регионам, а потом с горечью отмечаем дефицит бюджета и просим денег у федерального центра.
И что, есть на это некие объективные причины? Нет их. Основные причины – необеспеченность предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, большой износ основных фондов, проблемы со сбытом отдельных видов продукции из-за низкой конкурентоспособности, насыщение рынка продукцией производителей ведущих российских компаний, недостаток инвестиционных ресурсов на развитие отрасли. Сегодня, конечно, добавились проблемы с дешёвыми кредитами, субсидиями, что не должно остаться незамеченным властями. Всё это решается грамотным менеджментом, а у нас его попросту нет.
Тогда какова же организующая роль власти? Бить по хвостам, ходить по магазинам и мониторить скачущие цены, притеснять фермеров, постоянно увеличивать налоги, предельно бюрократизировать всю систему взаимоотношений с производителем продукции? И это, и многое другое подобное мы видим в наших сёлах годами, а власть почти не меняет своего стиля руководства.
Сегодня мы подошли к такой черте, когда опора на собственные силы становится главным делом. Программ по селу написали достаточно - и по кадрам, и по животноводству, и по полеводству, и по благоустройству села... Но почему до сих пор нет стройной системы закупок продукции у населения? Так, чтобы работники сельского хозяйства, зарплата которых остаётся низкой, могли безо всякого труда сдать в приёмники по достойной рыночной цене свою продукцию. Почему до сих пор в деревне у нас единицы перерабатывающих предприятий, которым нужно и молоко, и мясо, и овощи – да не из Китая и Монголии, а из собственных сёл, с собственных полей? Почему в конце концов ни на одном рынке, даже в самой Чите, нет молочных павильонов, какие есть в соседних городах – в Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Хабаровске и др.?
Зная потенциалы пригородных районов, уверен – при нормально поставленной работе по закупкам продукции у населения на наши лотки не попадёт ни один килограмм картошки, овощей из соседних регионов. А налоги от производства и прибыли предприятий останутся в нашем бюджете. Рабочие места тоже будут не лишними. Читинский, Улётовский, Карымский и многие другие районы Забайкальского края– это же настоящая житница овощей и картофеля, традиционно животноводческие и молочные цеха.
При таком богатстве грош нам цена, если мы сохраним зависимость от продуктов питания от заграницы или других регионов.