Косметический салон ценников.
Меморандум по искусственному сдерживанию цен похож на соглашение двух неверных супругов.
В новом кризисе правительство Забайкальского края взялось за старое. На днях региональное Минэкономразвития и ряд торговых сетей края по примеру предшественников подписали меморандум взаимопонимания о сдерживании цен на продукты.
Старая песня о новом кризисе
Сели – договорились. Меморандум (раньше аналогичные документы именовали просто соглашением) подписали ООО «Пеко»; ИП Бадмаева Д.С; ООО «Янта»; ИП Саргсян Р.З; ТС «Караван»; ТС «Продмикс маркет»; ТС «Родная читинка»; «Дискаунтер Наш»; «Спутник»; ТС «Абсолют». Они обязались не поднимать наценку более 15% на молоко, подсолнечное масло, сахар-песок, пшеничную муку, рис, макароны, соль. Более того, ценники на эти продукты будут окрашены в жёлтый цвет. Раньше, начиная с 2010 года, в результате таких соглашений, ценники окрашивали в розовый цвет. Они, согласно меморандуму, должны продержаться три месяца, а потом… Потом, думается, ценовая пружина выйдет из-под контроля и цены подпрыгнут особенно высоко.
Ну, а сейчас - и на том спасибо. Будем надеяться, что по примеру прежних соглашений торговые сети не будут взвинчивать цены на другие продукты, не попавшие в данный список, дабы возместить свою упущенную выгоду. А это мы наблюдали не раз в прежние годы. Все предыдущие подобные соглашения между региональной властью и торговыми сетями, как мы знаем, заканчивались тем, что цены, не смотря на розовые ценники, росли так, как это диктовалось рынком. При этом данный факт хорошо обосновывался одной из сторон объективными обстоятельствами, а о «брачном контракте» никто не вспоминал. И население выкладывало из своих кошельков всё большие суммы на пропитание. Так что как ты не администрируй цены, как ни загоняй их в брачные контракты, а, как показывает опыт, они не только не внемлют увещеваниям со стороны власти, но и равнодушны к объяснениям во взаимной любви власти и ритейлеров. И в прежние годы розовые ценники быстро изрядно меркли, потом стыдливо исчезли с прилавков и всё возвращалось на круги своя.
Почему? Торговые сети пообещали не допускать «необоснованного» повышения наценки. Никто не объясняет, что такое «необоснованный рост». Да сколько угодно можно найти обоснований: резко повысили цены оптовики, увеличились тарифы на доставку товара, увеличилась цена на бензин или снова вздуют тарифы на тепло-и электроэнергию. И тогда все объяснения в любви и верности между краевой властью и торговыми сетями «расколются о быт».
Пчёлы против мёда?
Думается, что вся эта жёлтая косметика с ценниками торговых сетей – есть ни что иное как симуляция борьбы власти с ростом цен. Ибо вместо того, чтобы просить торговые организации не взвинчивать наценку, скажем, на молоко – не лучше ли на местах заготавливать этот продукт в избытке, благо его у населения огромное количество. А заодно по примеру соседних регионов открыть молочные торговые ряды, где есть и свежее цельное молоко, и сметана, и творог, и ряженка, и прочая молочная продукция. И сделать это ни где-то на задворках города, а в центре. У нас ведь есть Центральный рынок, где можно договориться с владельцами на аренду для этого торговых площадей. А то ведь странно – три четверти этих площадей сегодня используется под продажу одежды, обуви, игрушек и т.д., что даже по санитарным нормам несовместимо с продажей продуктов питания. Но наши краевая и городская власти ведут себя пассивно и предпочитает совершать с торговлей «брачные контракты», создавая иллюзию заботы о населении, откапывая старые, давно скомпрометированные, неэффективные методы регулирования цен на продовольственном рынке, забывая о главном – предельном насыщении рынка товарами.
Власть предпочитает, вопреки рыночным тенденциям, попросту увещевать продавцов продуктов - дескать, нехорошо так поступать, имейте совесть. Вот председатель краевого Законодательного собрания Кон Ен Хва уже дважды за последние недели призывал к социальной ответственности предпринимателей, которые необоснованно завышают цены. Слова, конечно, были сказаны проникновенные: «Мы просим вас с пониманием отнестись к экономической ситуации. Понятно, что есть законы рынка, но сегодня стабильность и спокойствие наших земляков гораздо дороже. Чтобы жить и развиваться в новых условиях, нужно объединить усилия», - увещевает Кон Ен Хва. Глава Заксобрания призвал бизнес-сообщество региона принять активное участие в сдерживании цен на продукты питания первой необходимости:
- Потребитель должен понимать, что на ценовую политику продукты российского производства внешнеполитическая ситуация не влияет, что отчасти рост цен связан с ажиотажем населения. Безусловно, я не исключаю и фактов спекуляции. В этой связи прошу деловые сообщества региона призвать коллег к социальной ответственности, у вас для этого есть свои рычаги.
Хотелось бы заметить: просить предпринимателей бороться с ростом цен – всё равно что настраивать пчёл против мёда.
Сирота в своём доме
Вот сколько раз в подобных соглашениях записывали: «Обеспечить присутствие в своих магазинах товаров местных производителей, наиболее доступных для социально незащищенных групп населения края». Но местные производители хорошо знают цену таким договорённостям. Много ли вы увидите на полках наших супермаркетов продукции местных производителей? Вряд ли. Зато там полно привозных колбас, мясопродуктов, молока и проч. не только из других регионов Сибири, но и из центральной России, из Подмосковья и т.д. Почему же местные не в почёте?
Здесь всё просто. Как говорят местные производители, крупные торговые сети осуществляют очень высокие торговые наценки на продукцию – до 40% и более. В результате цены для населения неприемлемы. Ведь местные производители не могут полноценно конкурировать по себестоимости с производителями из других регионов, поскольку и тарифы на тепло- и электроэнергию в регионе выше, и сырьё, ту же свинину, приходится закупать далеко за пределами региона, и другая инфраструктура не на высоте. Ясно, что себестоимость продукции получается выше, чем в других регионах. Тем более, забайкальские производители меньше применяют вредных добавок, стараются делать её экологически чистой – а это тоже не способствует удешевлению. Производители же из других регионов этим не гнушаются.
Высокая торговая надбавка, как говорят региональные производители, приводит к тому, что колбаса, скажем, эконом-класса попадает на прилавок по цене премиум-продукта. Естественно, спрос на неё небольшой, и это даёт основание торговым сетям вообще отказывать местным производителям в размещении их продуктов на прилавках супермаркетов. Выход же местных производителей на другие региональные рынки зачастую не приводит ни к чему: там умеют защитить своих производителей от конкурентов извне.
Да, у некоторых местных производителей, у того же Маккавеевского мясокомбината, нерчинских производителей есть свои фирменные магазины, но этого мало. Для полноценной конкуренции на розничном рынке нужна более действенная конкуренция. И не с помощью опереточных соглашений с крупными риелторами, которые никто по-настоящему и не думает выполнять, а с помощью серьёзной конкуренции, создания действенной инфраструктуры в цепочке производитель-покупатель с ориентацией на местных производителей.