Борьба с паводками в Сретенском районе Забайкалья. Спецреп
Они укрепляли оборону почти всю зиму, и вот, пошли в наступление. Грунтовые воды, терзавшие более десятка районов Забайкалья последние пять месяцев, сейчас начали таять. И этот процесс может быть еще более губительным, чем их выход на поверхность. Удается ли еще сдерживать новый удар стихии? И если да, то какой ценой? Из "забайкальской Венеции" - Сретенского района - специальный репортаж Анастасии Алферовой. Эти кадры могли бы стать трейлером к одному из постапокалиптических фильмов. Но нет. Это всего лишь небольшой поселок Кокуй в Сретенском районе. Здесь не было цунами, которое обрушилось на поселок, а после замерзло. На поверхность всего лишь начали выходить грунтовые воды. День за днем замерзая, они наращивали пласт за пластом.
Надежда Федосеева: "У нас вон пол-огорода было, до теплицы до маленькой.- Все стояло в воде? - Во льду, метровый где-то был. Все саженцы у нас во льду стояли всю зиму".
Обороняться пришлось подручными средствами. Преграждали проход воде, например, пленкой - заделывали ей дыры в заборах. Но спасало ненадолго, в некоторых местах ледовый нарост уже давно поглотил хлипкое ограждение. Тогда за дело взялись капитально.
День за днем, почти круглосуточно этот желтобокий "борец за свободу" освобождает Кокуй от ледовых оков. За последнюю неделю только с этого участка удалось вывести более двух тысяч кубометров льда. Вот только добраться до "дна" пока не получилось.
Добавило проблем жителям Кокуя и весеннее потепление. Тогда из застывшей эта ледовая река превратилась в движущуюся. И устремила она свои воды прямо в центр населенного пункта. В экстренном режиме местным властям пришлось прокладывать новое, безопасное для населения русло ручья и дрелями и перфораторами очищать все канализационные трубы от льда.
Тогда казалось, решение проблемы найдено. Но вскоре выяснилось, не справляются и коллекторы. Вот так сейчас выглядит один из мостов, расположенных ровно над "ливневкой". А это - дети, которые почти каждый день вынуждены проходить по затопленной переправе, чтобы добраться до школы.
- Вот сюда наступай и прыгай.
Для ребятни такой способ передвижения в радость. А если на их месте появится, например, беременная или пожилая женщина? Эмоции, вероятно, будут другими... Но это пока - единственный выход. В другом случае страдают десятки приусадебных участков и жилые дома. Последних в списке затопленных всего два. Этот, например, залило уже весной.
Анастасия Алферова: "А этот участок уже попадал в объектив нашей съемочной группы. Грунтовые воды зашли сюда в декабре прошлого года. Жильцы были эвакуированы, они до сих пор проживают у родственников. Местная комиссия признала дом непригодным для проживания, а вот районная и региональная свой вердикт еще не вынесли".
Потому что просто не были еще на месте событий. А, на минуточку, режим ЧС здесь ввели еще 29 ноября. С того момента всё в Кокуе будто замерло... в ожидании Жители ждут компенсаций, а местные власти - средств на ликвидацию последствий. Все работы вот уже почти пять месяцев ведутся в долг. И исчисляется он суммами с шестью нолями.
Наталья Пыхалова, глава сельского поселения "Кокуйское": "Если бы люди, сидящие наверху, все это видели, понимали, и все-таки шли нам навстречу, я думаю, что ситуация бы не дошла до той крайности, до которой она доходит каждый день. Хочется сказать огромное спасибо нашим незаменимым подрядчикам, которые несмотря ни на что, несмотря на то, что мы должны им огромные суммы денег (а не оплачены до сих пор работы, выполненные в ноябре) продолжают с нами работать".
А вот в районном центре - Сретенске - подрядчики уже отказались работать в долг. Хотя еще в начале года трудились не покладая рук. Основной напор воды, спускающийся с гор, остановить удалось. Соорудили дамбу. И она работала, но до тех пор, пока на улице стоял минус.
Андрей Усачев: "Потом приезжали, техникой лед убирали. Но вода снова пришла, и опять лед появился, и наледь опять появилась. Каждый день наплыв - замерзание, наплыв - замерзание. Замерзало по 5-10 см каждый день прибавлялось. У гаража девять бревен. Было по верхнему бревну. А теперь это все тает. Вот, откапываюсь".
Окопались, да по крупному, и жители домов ниже по улице. Только создали эти кристальные двухметровые кучи не сами. Работу здесь вела спецтехника - расчищала проход для спускающейся воды. После отъезда экскаваторов подхватили "эстафету" по ликвидации последствий жильцы близлежащих домов.
Анна Шибеева: "Муж всю зиму с кайлом, с лопатой... Вот эта яма замерзает, он продалбливает, и вода туда уходит, а если не продалбливать, еще хуже бы затопило. Ручеек-то маленький, а видите, во что превратился".
Процесс "превращения" не прекращался всю зиму, теперь же и вовсе решил пойти на попятную. Все наросшие за зиму слои начали таять. И не только у Шибеевых, но и у соседей выше. Потому пришлось выдалбливать в огороде своеобразный водоотвод. Пока он справляется, но вот что будет через неделю-полторы, когда воздух начнет прогреваться все больше и больше?
Не обошла стихия стороной и дороги. Пару недель назад потоки воды полностью отрезали доступ к пяти населенным пунктам района, а также повредили несколько участков трассу на Шелопугино. Сейчас проезд есть, вот только преодолеть дорогу с препятствиями сможет далеко не каждый автомобиль. На организацию хотя бы такого проезда ушла большая часть средств дорожного фонда района, рассчитанного на весь 2022. Дождаться средств от края пока не удалось.
Алексей Закурдаев, глава Сретенского района: "К сожалению, финансирование пока не поступило. И это, конечно, осложняет вопрос оперативного реагирования и проведения работ. Вообще эти работы должны были быть проведены еще 1,5-2 месяца назад, но на сегодняшний день картина такова, что мы сейчас в период таяния проводим работы, и они ведутся с опозданием. Основная причина, еще раз повторюсь, это недофинансирование".
Краевые власти обещали: деньги поступят в начале апреля, но счета района пусты до сих пор. Хотя все заявки, сметы и обоснования давно на руках у курирующих ЧС структур. В чем причина задержки, власти района не знают. Но очень надеются, что в ближайшие дни их все-таки кто-то услышит. Ну, или, быть может, увидит пусть не своими глазами, замерзая на холодном ветру и стоя ногами в талой воде, а через экран телевизора в своем кабинете. И лед, наконец, тронется, не потому что пришла весна, а потому что работа пошла на всех уровнях.