Бумажные красоты туристских троп.
За выставками, конференциями и грантами совсем забыли о программе в сфере туризма.
В отчёте правительства депутатам Госдумы РФ 7 марта премьер Михаил Мишустин говорил и о туристской отрасли в регионах страны, которую нужно усиленно развивать, поскольку санкции недружественных государств серьёзно ограничивают возможности россиян посещать заграничные места отдыха. Но в Забайкальском крае забыли даже разработать разрекламированную три года назад программу развития туризма в регионе.
Заявка есть, а программы - нет
Но, может быть, что-то не учёл, программа всё же была принята? Обещаний, ещё с 2019 года, много, но программы не нашёл. В конце 2020 года – новое сообщение, что в региональном Минэкономразвития начата работа над программой развития туризма в Забайкалье до 2030 года. Работа анонсирована с размахом: «Мы создаем несколько туристических кластеров на территории края по различным направлениям, которые заинтересуют наши слои населения с разными целями и интересами. В 2021 году запускается национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимство», участие в котором позволит выйти из кризисного времени нашим предпринимателям и привлечь внимание туристов к туристическим объектам Забайкальского края».
В ведомстве также отметили, что в 2021 году планируется работа по брендированию туристических территорий Забайкальского края и работа по их продвижению на российском рынке. А также в планах – создание «Туристско-информационного центра» - единой информационной платформы по туризму в Забайкальском крае.
На календаре – апрель 2022 года. О заявленной программе что-то не слышно, хотя самое время начать её воплощать в жизнь ударными темпами, не дожидаясь 2030 года, поскольку в условиях санкций это сейчас крайне необходимо. И несколько лет на раскачку, целых две пятилетки, у нас просто нет. Работа, как заявлено, предстоит большая. Туристские кластеры по разным направлениям (хотелось бы знать – какие именно), национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимство», всё прочее надо создавать не к 2030 году, а уже сейчас.
Судя по заявке и деньги нужны немалые, которые, конечно же, должны быть выделены под программу. Но вот просмотрел Краевую адресную инвестиционную программу (КАИП) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы – о туристкой отрасли не сказано ни слова. Просмотрел и Комплексную программу ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утверждённую 18 августа 2021 года премьером страны Михаилом Мишустиным – и тоже ничего не нашёл про развитие туризма в нашем крае. Неужели забыли про туризм, не придали значение? Думаю, это плохой знак для отрасли.
Недавно было объявлено, что Ростуризм принял от Забайкальского края три заявки на грант. А до этого была проведена немалая работа.
- За небольшой промежуток времени мы получили и рассмотрели 71 заявку от 12 районов. Все идеи направлены на создание, развитие пляжей, приобретение оборудования, инвентаря для лиц с ограниченными возможностями, обустройство детских и спортивных зон, создание пунктов общественного питания. На создание кемпингов, автокемпингов, а также на разработку новых туристических маршрутов, создание электронных путеводителей, - рассказала замминистра экономического развития региона Юлия Иванова.
Это, конечно, хорошо, но вряд ли грантовых денег хватит на развитие туризма в крае. Нужны кардинальные решения, чтобы идеи, поступившие из районов, не повисли в воздухе, как это было неоднократно в нашем крае.
Забытые программные цели
Конечно, деньги, как кровь отрасли, нужны, без них не обойтись. Но не только в них всё дело. Ведь хороших и финансируемых программ по развитию туризма в крае было принято несколько, конкурсы на вхождение в федеральные проекты тоже были. Но как быстро всё забылось ещё на стадии принятия этих документов! Вот, например, была принята целевая долгосрочная программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)», которая рассматривала туризм не только как неотъемлемую часть жизни современного человека, но и как важнейшее звено в решении экономических и социальных проблем края. Там много было полезного. Говорилось о необходимости создания, модернизации и реконструкции туристской инфраструктуры, при соответствующем уровне которой ресурсные возможности края позволят увеличить приём иностранных туристов в несколько раз, обеспечить качественный отдых для большого количества граждан края и приезжающих из соседних регионов. Это приведёт к более интенсивному развитию туристской отрасли.
Для Забайкалья особый интерес в сфере развития въездного туризма, говорилось в программе, может представлять специализированный туризм как новое направление для привлечения искушённого иностранного потребителя и способ диверсификации внутреннего туристского предложения: охота и рыбалка, туризм экологический, сельский, спортивный, экстремальный, приключенческий, паломнический, этнический, научный. При этом указывалось, что основные усилия следует направить на развитие наиболее посещаемых, перспективных рекреаций края с наибольшей степенью готовности туристской инфраструктуры, к которым можно отнести Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения, приграничный посёлок Забайкальск, Каларский район, Государственный природный биосферный заповедник «Даурский», Дульдургинский район, Красночикойский район.
В программе были намечены конкретные меры по развитию научной базы туризма, формирования положительного имиджа Забайкальского края, развития инфраструктуры туризма. В частности, была предусмотрена разработка проектно-сметной документации на строительство наружных магистральных инженерных сетей туристско-рекреационного комплекса «Русская деревня» в Забайкальском районе, создание инженерной инфраструктуры, реконструкция существующих объектов туризма в Дульдургинском районе, создание агро-этнотуристского центра в посёлке при станции Куанда в Каларском районе, создание туристского комплекса в Красночикойском районе и др. Было предусмотрено также развитие детско-юношеского туризма, экологического туризма, другие направления.
Прошло почти 10 лет. Печально, но из этой неплохой программы мало что сделано фактически. Где этот специализированный туризм? Почему он остался на бумаге, а нынешние организаторы туризма снова завели старую сказку на новый лад? Но не заболтают ли и её, прикрывшись копеечными грантами, парадными конференциями и разными выставками? И такое происходит не первый раз. Возможно, идеи прошлых неисполненных программ могут ещё сослужить пользу для подготовки новой, обещанной три года назад программы по развитию туризма в Забайкальском крае?
Но не ради красивого словца и внешне привлекательных идей это надо делать, а для реального развития этой отрасли в нашем крае и привлечения к нам большого потока туристов из-за рубежа и из других регионов России.