Тургояк в опасности. Что убивает уральский Байкал?
Озеру в Челябинской области, на котором любят отдыхать жители Среднего Урала, грозит экологическое бедствие.
«Тургояк разрушается по мере того, как растёт о нём известность. И с болью в сердце приходится следить за умиранием его красоты, не имея достаточной возможности предотвратить это печальное явление». Эти слова были сказаны известным учёным, исследователем природы Южного Урала Владимиром Сементовским ещё в 1916 году, но, увы, в наши дни они оказались пророческими. При этом опасность для озера исходит сегодня не только от многочисленных любителей туризма, но и от представителей бизнеса, ради высоких прибылей готовых на всё, даже – на нарушение закона. Речь идёт о неконтролируемой застройке.
Актуальная тема
Для свердловчан экологическое состояние Тургояка – тема не менее актуальная, чем для челябинцев. Озеро входит в топ-10 уральских озёр, на которых, по данным Яндекса, больше всего любят отдыхать жители Среднего Урала, что объяснимо. Тургояк много лет называют уральским Байкалом, и это не ради красного словца: озеро содержит чистейшую природную воду, по качеству близкую к байкальской.
Вполне закономерно, что ещё в 2007 году Тургояк получил статус памятника природы регионального значения. По водоёму запрещено передвигаться на катерах и моторных лодках (только на вёслах и под парусом), в его границах нельзя ездить на автомобилях и мотоциклах, запрещено капитальное строительство, изменение рельефа дна, отсыпка пляжей. Излишне говорить, что в озеро нельзя сбрасывать любые виды отходов, грунт, сточные воды и так далее.
Между тем эти правила соблюдают не все. В своё время ООО «Техпроект» взяло в аренду детский лагерь «Светлячок» (ныне – база отдыха) и, судя по всему, затеяло на данной территории глобальное строительство. В мае этого года экологи из общественной организации «Гражданский патруль» обнаружили, что на территории «Светлячка» в водоохранной зоне работает тяжелая техника, которая роет котлован.
Информацию, предоставленную общественниками, подтвердили представители министерства экологии Челябинской области. Была проведена проверка и составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ (Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях). Она влечёт штраф: для граждан – от 3 тысяч до 4 тысяч, для должностных лиц – от 15 тысяч до 20 тысяч, для юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. При этом в каждом из трёх случаев возможна конфискация орудий совершения правонарушения.
Но это ещё не всё. «Как оказалось, ООО «Техпроект» также установило забор, огораживающий 20-метровую свободную зону, – отмечает куратор «Гражданского патруля» в Миассе Анна Сизова. – Проводившее проверку Минэкологии почему-то этого сразу не увидело и только после заявления активистов «Гражданского патруля» провело проверку. По сообщению первого замминистра Яны Куприковой забор был демонтирован. Приходится констатировать, что очередное нарушение на Тургояке фиксируется только после обращения экоактивистов, надлежащий контроль со стороны надзорных органов так и не налажен».
Региональное Минэкологии также выяснило, что ко всем этим нарушениям причастен учредитель ООО «Техпроект» Вадим Бровцев, который был вызван на составление и подписание протокола.
Скандалы и конфликты
Стоит отметить, что Вадим Владимирович Бровцев в своё время был достаточно известной фигурой в мире политики, и не только российской. Как сказано в Википедии, с 11 декабря 2011 по 19 апреля 2012 года он исполнял обязанности президента Южной Осетии, а также несколько лет был председателем правительства республики. Правда, мнения о качестве его правления высказываются неоднозначные.
Так, его преемник на данном посту Леонид Тибилов в комментариях «Новой газете» отмечал: «Когда в марте 2012 года я приступил к обязанностям президента, мне едва хватило денег выплатить зарплату бюджетникам. А я точно знаю, что в январе в бюджете республики был 1 миллиард 450 миллионов рублей. Под руководством Вадима Бровцева эти деньги были растрачены за два месяца, куда – мы не знаем. После 2008 года никакие производственные мощности не были введены, ни один завод не построен».
Впрочем, сегодня нас интересует не столько политическая, сколько предпринимательская деятельность Бровцева. Согласно «Картотеке» ИД «Коммерсант», бизнесмен является учредителем нескольких предприятий, в том числе ООО «Техпроект» (100%), ТСН «На Театральной», ОДО «Вермикулит». После Южной Осетии предприниматель занялся строительством, причём самым масштабным его проектом стали объекты в Хосте (микрорайон в Сочи) на улице Звёздная.
Когда-то там размещалось садовое некоммерческое товарищество (СНТ) «Сутугинское». Земли, на которых сейчас высятся многоквартирники и таунхаусы, обустроены парковки, стоят офисные и развлекательные комплексы, по документам до сих пор значатся как "Для садоводства"! По закону на них можно строить только садовые домики, беседки и сарайчики для хранения инвентаря, но отнюдь не капитальные строения.
На эту тему были судебные тяжбы между местной администрацией и В. Бровцевым, однако в итоге служители Фемиды вынесли вердикт: в сносе отказать. Кстати, никакой публичной оценки со стороны представителей местной власти (как бывших, так и действующих) по этому поводу дано не было. Хотя было бы интересно узнать мнение на этот счёт экс-мэра Сочи Анатолия Пахомова или нынешнего главы города Алексея Копайгородского. То же самое касается руководителей надзорных ведомств – сочинского прокурора Вячеслава Овечкина и главу краевой прокуратуры Сергея Табельского.
Напомним, что подземные толчки и тектонические подвижки происходят в Сочи постоянно, и несоблюдение градостроительных норм может запросто привести к катастрофе.
Ещё одна история, связанная с Вадимом Бровцевым, широко освещавшаяся в СМИ, - его конфликт с известным сочинским ресторатором Владиславом Карпухиным. В своё время последний приобрёл несколько помещений в ТСН «Театральный» в Сочи (в «Картотеке» ИД «Коммерсант» Бровцев и Карпухин значатся учредителями организации), в которых оборудовал рестораны «Феттуччине» и «Баран-Рапан», а на многоярусной крыше позже создал VIJU BAR – с клубом, бассейном и красивым панорамным видом на город. С 2014 по 2018 годы его заведения завоевали большую популярность, их посетителями были первые лица государства – Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Но тут грянула «коммунальная война». В городские инстанции посыпались жалобы на якобы незаконное строительство и шум (хотя, как рассказал «Коммерсанту» сам Карпухин, ранее все работы были согласованы с руководством ТСН) Ни одна из жалоб по итогам официальных проверок подтверждения не нашла. А 14 июля 2018 года, накануне ЧМ по футболу в России, в ресторане «Баран-Рапан» было отключено водоснабжение и прекратила работать канализация. Работа заведения была сорвана. Был и совсем криминальный эпизод - обстрел из пистолета ресторана Владислава Карпухина.
Издание «Комсомольская правда» по этому поводу пишет: «Весь этот поток «народного гнева», считает Владислав Карпухин, был генерирован главой ТСН дома на Театральной, 11 Ириной Пасилецкой. Госпожа Пасилецкая, рассуждает он, номинально возглавляя товарищество собственников недвижимости, в действительности является доверенным исполнителем Вадима Бровцева и отрабатывает его указания. По обоим фактам были возбуждены уголовные дела. Но, если обстрел можно списать на неизвестных хулиганов, то отключить канализацию и водоснабжение, по мнению Карпухина, могли лишь те, кто имел доступ к домовым коммуникациям. А это, в первую очередь, представители ТСН, лично Пасилецкая и Бровцев. Ресторатор полагает, что, наблюдая его успехи, Бровцев решил, что в 2014 году при продаже недвижимости Карпухину продешевил, и пробует добиться «отступного», которому придадут юридически-безупречный вид».
Власть, обрати внимание!
Однако вернёмся к проблемам уральского Байкала. Озеро Тургояк считается одним из самых чистых на Южном Урале. Однако в последние годы местные жители и гости нередко отмечали в социальных сетях, что после купания в водоёме у них по всему телу появляется красная сыпь. Роспотребнадзор даже проводил исследование на эту тему, но каких-то объяснения по этому поводу дать затруднились.
Между тем в одном из ответов Минэкологии Челябинской области (1.06.2020) представителю «Гражданского контроля» Анне Сизовой сказано: «В настоящее время основания для приостановки (остановки) деятельности на базе отдыха «Светлячок» у Министерства» отсутствуют». Но, возможно, властям и надзорным ведомствам Южного Урала (например, министру экологии Сергею Лихачеву, прокурору Миасса Алексею Путилову и его челябинскому шефу Виталию Лопину) стоит более пристально изучить ситуацию, связанную со строительством объектов вокруг озера Тургояк?
Развитие туристической инфраструктуры – дело хорошее, но только если не наносит вреда природе. Экологическое состояние уральского Байкала волнует сегодня не только жителей Челябинской области и близлежащих регионов, но и всю Россию.