Жизнь после потопа. Как Нижние Серги восстанавливаются после ЧС
Стихия нанесла городу огромный ущерб, некоторые нижнесергинцы остались без жилья. Прошло уже больше месяца, но город еще не скоро оправится от потопа.
Нижние Серги стоят на нескольких реках. Кроме реки Серги, давшей городу название, есть еще Заставка и Средняя. Последние две в обычные дни напоминают ручейки. Но 20 июля после сильных дождей они неожиданно для всех наполнились бурными потоками воды, вышли из берегов и превратили город в зону ЧС. Люди выбирались через окна из затапливаемых домов, по улицам плыли машины, гаражи и сараи...
Стихия нанесла городу огромный ущерб, некоторые нижнесергинцы остались без жилья. Прошло уже больше месяца, но город еще не скоро оправится от потопа.
Дружба, не разлитая водой
Пенсионер Владимир Шарин в день потопа вместе с женой был дома. Увидев, что взбунтовавшаяся вода уже затопила его двор и поступает на первый этаж, они выбрались на крышу сарая. Оттуда перебрались на холм, расположенный рядом с домом, – так и спаслись. С собой захватили только документы.
Вода уничтожила двор Шариных и унесла трактор Владимира (пенсионер подрабатывает трактористом), в самом доме уровень воды доходил до 40 сантиметров, пострадала вся мебель.
— Страшное было дело, думал, дом уплывет. Я здесь 53 года живу – никогда такого не было. При аварии газопровод вышел из строя, теперь без газа сидим. Надеемся, к зиме проложат новый, – рассказывает Владимир. – Облицовку у дома менять надо. За этот сезон точно не управлюсь, самое главное – до холодов сделать.
По словам Владимира, выделенной местными властями компенсации в 15 000 рублей ему хватит разве что на ремонт одной стенки. Правда, ему очень помогли представители РМК – выделили миллион рублей, на которые он, добавив своих денег, купил новый трактор.
Помогли еще нескольким семьям, особенно пострадавшим от наводнения. Например, соседям Владимира, которым после ЧП пришлось покупать новый дом, благотворители выделили полтора миллиона рублей.
Узнав о несчастье, к Владимиру уже на следующий день приехали его друзья и родственники – как из Нижних Серег, так и из других городов области. Он говорит, что даже к спасателям не обращался. Только на то, чтобы вывезти мусор, оставшийся после потопа, у них ушло почти десять дней.
Когда все приходится делать самим
Наталья Малышкина работает оператором на местном заводе НЛМК, в доме на берегу реки Заставки летом живут ее пожилые родители. В день потопа она была в отпуске, чему очень рада – от коллег узнала, что многие помещения завода тоже были затоплены и людям приходилось из них буквально выплывать. Но в первую очередь она рада, что целы родители – в этот день они как раз собирались в баню.
Баню и пустующий хлев потоком смыло вместе со всем огородом. Сейчас там, где раньше были грядки, валяются огромные валуны. Наталье дали небольшую компенсацию местные власти, немного денег выделил завод. Но на восстановление разрушенного хозяйства этого не хватит. Девушка уже взяла кредит, но и этих денег тоже недостаточно. Помощи от благотворителей ей не досталось – деньги выделяли прежде всего тем, у кого пострадали дома, а дом Натальи сочли не сильно пострадавшим.
Так что всю работу она делает сама вместе с родителями. Им помогают наемные рабочие, но не бесплатно. Когда на разборах завалов работала тяжелая техника, Наталья просто подбегала к машинам и просила помочь – иногда мусор сдвинуть самим было нереально.
— Ну а что делать? Работаем, справляемся, – улыбается Наталья. – Нам бы земли привезти, а то сами видите – сейчас тут только камни, все остальное смыло. Просили у местной администрации – нам сказали «нет земли». Я уже сама нашла, где ее купить, могу это сделать, но нет машины, чтобы привезти. Нам продуктовые наборы приносили, обещали картошку привезти... Вот машину бы еще выделили.
История не окончена
Один из домов по соседству с Натальей уже разрушили – у него снесло целый угол, и ремонту он явно не подлежал. Рядом с обломками строения красная машина, которая выглядит так, будто попала под танк. Говорят, на ней в день потопа кто-то приехал в Серги в гости. Вряд ли эта «Шевроле» еще куда-нибудь поедет своим ходом.
Район улицы Жукова, что идет вдоль реки Заставки, пострадал от потопа сильнее других, но не стал единственным очагом ЧС. Вдоль речки Средней многие дома остались без огородов, как и у семьи Малышкиных. Несколько автомобильных мостов оказались сильно повреждены, теперь по ним перемещаются только пешеходы.
По словам отца Максима, настоятеля Крестовоздвиженского храма города Нижние Серги, всего от потопа в разной степени пострадало порядка 500 домов. На территории храма разместилась импровизированная база добровольцев, сюда свозилась собранная гуманитарная помощь. Сюда же приезжали волонтеры. Он и сам вместе с другими православными активистами оказывал помощь пострадавшим.
— Я, как священник, смотрю на это с духовной стороны. Случилась беда – и люди вспомнили о том, что кроме их личных дел есть что-то еще. У нас в дни ЧС тут шло два потока – одни шли за гуманитарной помощью, другие ее несли. Мне кажется, что наводнение нас этому научило – тому, что люди должны быть ближе друг к другу.
По словам отца Максима, жители Нижних Серег прошли несколько стадий. Сначала был шок от случившегося, потом злоба. Затем пришло осознание того, что с бедой надо что-то делать сообща.
Представители Следственного комитета смотрят на ЧП в Нижних Сергах несколько иначе. В августе Нижнесергинским межрайонным следственным отделом СУ СКР по Свердловской области возбуждено уголовное дело по статье о халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба.
Следствие полагает, что ЧП произошло из-за того, что должностные лица муниципалитета не потрудились своевременно оповестить нижнесергинцев об угрозе наводнения, а главное – не организовали вовремя работы по расчистке русел рек. Возможно, именно мусор, запрудивший реки, и вызвал наводнение, причинившее городу и его жителям ущерб на общую сумму более 150 миллионов рублей.
Так что история потопа в Нижних Сергах еще не окончена. Работы тут хватит всем – и строителям, и рабочим, и следователям.