Как зарождался рок. Туристический маршрут по местам Свердловского рок-клуба
В столице Урала появился туристический маршрут «Свердловский рок на карте Екатеринбурга». Его проводят при поддержке Музея истории Екатеринбурга. В последние теплые дни текущей осени вместе с экскурсоводом и культурным обозревателем Светланой Толмачевой мы прошлись по знаковым местам, где зарождались первые песни уральских рок-музыкантов.
Откуда появился свердловский рок?
Свердловский рок не появился в одно мгновение. Все началось с 60-х, когда волна обожания «Битлз» вдохновила музыкантов на то, чтобы самостоятельно заниматься музыкой и вливаться в мировую рок-культуру. Уральская столица не стала исключением и спустя десять лет стала важной музыкальной точкой на карте России, подарив стране «Агату Кристи», «Наутилиус Помпилиус», «Чайф» и других рок-героев.
Желание молодых людей играть рок было настолько сильным, что уральцы сами паяли себе инструменты и аппаратуру, а после собирались по домам и музицировали. Долгое время свердловским музыкантам мешала суровая советская действительность: чтобы спеть свою песню публике, артистам приходилось пройти 12 кругов бюрократии и цензуры.
«Аттестацию выписывали люди из партии, которые давали специальное разрешение, что исполнение тех или иных песен не оскорбит слух и зрение советского человека, — рассказывает журналистка Светлана Толмачева. – До возникновения Свердловского рок-клуба никто не мог пройти эту аттестацию».
Наш маршрут начался у Дворца молодежи (Ленина, 1), который всегда был открыт для рок-фестивалей. Например, знаменитый уральский «Старый новый рок» какое-то время проходил именно здесь. Тут много репетировали первые уральские рокеры — группа «Эврика». Самый знаменитый фестиваль Свердловского рок-клуба — третий — прошел также во Дворце молодежи, 16 октября 1988 года.
«Тропа старика Букашкина»
В соседнем дворе находится «Тропа старика Букашкина» (Ленина, 5). При жизни Евгений Малахин – он же народный дворник России Букашкин, он же Народный Старик России Б.У. Кашкин – в 50 лет создал общество «Картинник» (1988 год). Он занял подвал на улице Толмачева и рисовал на дощечках необычные стишки.
Потом он стал выпускать небольшие книжки с рисунками и стишками. Он стал первым пропагандистом в Свердловске «современного народного искусства»: занимался росписью бетонных заборов, мусорных контейнеров, а потом и специально предназначенных для граффити стен в городе.
Выработал «теорию помойки» — согласно которой, любой мусор может рассматриваться как художественное произведение, получившееся наиболее естественным путём (и само его искусство зачастую делалось из мусора и в мусор же возвращалось, так как нигде не выставлялось).
Он притягивал к себе много людей, которые находили в нем то, чего еще не было в Свердловске доперестроечного периода. Он сочинял частушки, а после выходил на «Плиту» (место, где сейчас находится «Пассаж»), и исполнял их перед большим количеством людей.
По словам Светланы Толмачевой, творчество Букашкина повлияло на Свердловский рок-клуб. Во время третьего фестиваля во «Дворце молодежи» общество «Картинник» было одним из полноценных его участников и вдохновляло рокеров Урала. А Букашкин работал аниматором на тех самых фестивалях.
Как Алексей Балабанов повлиял на свердловский рок
Стоит сказать, что Свердловский рок-клуб — не только про музыку. Это большое, объединяющее всех творческих людей движение. В советском Свердловске под эгидой рок-клуба собирались художники, режиссеры.
Один из них — Алексей Балабанов. В то время он учился в одном классе вместе с основателем Ural Music Night — Евгением Горенбургом. На фасаде Гимназии №2, ставшей следующей точкой нашего маршрута, в 2016 году установили памятную доску знаменитому российскому режиссеру.
У Балабанова была интереснейшая жизнь. Он успел поработать военным переводчиком в разных концах земли, а в 26 лет внезапно поступил на режиссерские курсы.
Вернувшись на Урал, Алексей обосновался в Свердловской киностудии. Когда он встретился со своими друзьями юности, Балабанов оценил их увлечение роком и в своем первом профессиональном фильме «Раньше было другое время» (1987) задействовал Бутусова, Горенбурга и Полеву.
Позднее, когда Балабанов снял культовые «Брат» и «Брат-2», режиссер использовал песни Свердловского рок-клуба в своих кинолентах, чем обеспечил славу уральской музыке. Алексей Балабанов был признан официальным видеографом знакового свердловского течения.
Дом Башлачева
Рядом, в том же районе, находится дом, в котором жил Александр Башлачев. В ветхом строении по адресу Сакко и Ванцетти, 28, тогда еще будучи студентом пятого курса факультета журналистики УрГУ, он поселился вместе со своими друзьями. Позднее ребята облагородили и восстановили этот дом.
Башлачев был культовой фигурой в Свердловске. Долгое время его комнату №225 в общежитии по адресу Большакова, 79 показывали в качестве достопримечательности. Она была точкой настоящего паломничества для российских рок-музыкантов. Например, сюда в 90-е приезжал Юрий Шевчук (так Башлачев стал культом сначала для уральских, а потом и для ленинградских рокеров).
Свердловский рок-клуб в ДК Свердлова
ДК имени Якова Свердлова по адресу Володарского, 9 — самая важная точка для уральского рока. Здесь 15 марта 1986 года состоялся первый концерт Свердловского рок-клуба, а позднее, 20-22 июня, фестиваль.
Созданию отделения рок-клуба в Екатеринбурге способствовал первый президент России Борис Ельцин. В ДК Свердлова шла спокойная советская культурная жизнь — здесь выступали детские хореографические коллективы, эстрадные группы – и вдруг внезапно ввалились рокеры.
На вступление в рок-клуб в 1986 году подали заявки 50 коллективов, из которых тщательно отобрали десять. Фестиваль 20-22 июня стал переломным моментом, после которого к рок-музыке на Урале стали относиться более демократично. После фестиваля рокеры в ДК получили разрешение выступать некоторым коллективам.
Такая аттестация стала не нужна в 1988 году, когда в Советском Союзе началась перестройка. После этого жизнь рокеров стала легче. Их творчество и кассеты стали массово распространяться, увеличилось число концертов и фестивалей.
Ближе к 90-м некоторые уральские группы – «Чайф», «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус» – пустились в свободное плавание, чтобы стать профессиональными музыкантами. В то время было много музыкантов, готовых играть на сцене ДК Свердлова, но не считающих себя настоящими профессионалами, которые могут оставить семью на месяцы гастролей. В этот период часто менялся состав групп.
Из здания на Володарского, 9 музыканты в конце концов выехали в 90-х, когда экономическая ситуация привела к тому, что Николаю Грахову — основателю Свердловского рок-клуба — пришлось переехать по коммерческой цене на улицу Сурикова. Часть коллективов уехала в Москву, другая часть в свободное время репетировала по гаражам. Постепенно ДК пришел в упадок, и сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Здание сейчас принадлежит РПЦ.
Как отмечал известный свердловчанин – журналист Михаил Козырев в интервью Юрию Дудю, рок-клуб имел магическую атмосферу. «В этом здании есть небольшой зал, туда вмещались 700 мест. Но на земле не было места, в которое ты хотел попасть больше, чем внутрь этих стен, — признается Михаил Козырев. — Если ты попадал туда, то на протяжении нескольких месяцев чувствовал себя богом или апостолом, который побывал на тайной вечере».
Вся центральная часть Екатеринбурга пронизана музыкой. На Плотинке находится переход Виктора Цоя, в котором постоянно играют уличные музыканты. В здании на Ленина, 41 расположена большая часть местных музыкальных радиостанций, а у памятника Александру Попову постоянно отмечают день рождения авторы «Радио СИ».
Тут же, в центре уральской столицы, разместились Театр музыкальной комедии, Театр оперы и балета, Музыкальное училище им. П.И. Чайковского — академическое уральское образование считается одним из лучших в России. Здесь всегда витает дух свердловского рока.