Премьера во время чумы. Как поставить оперу, не нарушая канонов и саннорм
Над миром и Свердловской областью продолжают сгущаться ковидные тучи второй волны пандемии, а в театре Урал-Опера готовят премьеру. Причем совсем не в стиле осеннего траура или пандемической нервозности.
Постановка «Севильский цирюльник» – опера, балет и гротеск в одном флаконе. История неутомимого работника сферы услуг, подрабатывающего в свадебном бизнесе и крутящегося как белка в колесе. Учитывая, что сейчас труженикам этой сферы приходится особенно тяжко – вполне злободневно. Может, поэтому в минувшем ковидном сезоне, если верить статистике, «Севильского цирюльника» сыграли по всему миру 487 раз в 104 разных постановках.
Долю яркого безумия добавляют костюмеры и мастера реквизита – по словам создателей, действо оперы, изначально происходившее в конце ХVIII века, теперь ко времени не привязано. Как результат, главный герой Фигаро гоняет по сцене на мопеде, полиция машет современными дубинками, доктор Бартоло кружится в яйцевидном кресле на колесиках. В общем, перекресток эпох.
Вид на ковид
Меры противоэпедимической безопасности не могли не коснуться рабочего процесса в театре. Об этом рассказал главный дирижер театра Константин Чудовский.
– Наше прочтение этого произведения сильно обусловлено текущей ситуацией. Начиналось с того, что по требованиям противоэпидемической безопасности нам нельзя задействовать большой оркестр – мы выбрали оперу где оркестр маленький, соблюдающий социальную дистанцию между музыкантами. Нам нельзя плотно садится в оркестровой яме – мы посадили музыкантов на сцену, на подиум. Перед духовыми стоят щиты, у нас есть всякие средства защиты.
Получилось то, что называется форматом semi-stage – концерт и театральная постановка в одном флаконе. Оркестр вплетается в повествование – по ходу действа артисты обращаются к музыкантам, включают их в процесс. В какой-то момент может оказаться, что часть музыкантов на заднем плане на самом деле массовка. Так что сюрпризы и рвущиеся шаблоны зрителям обеспечены.
При этом в само действо классического произведения добавили экшена – появилась небольшая фехтовальная сцена, задействовали дымы. При этом, по словам создателей постановки, от канонов они не отошли, хоть и пришлось непросто.
– У нас теперь стоят эти «траурные щиты» перед духовыми инструментами. За которыми иногда сложно разглядеть человека – свет отражается, и я просто не вижу, кто там сидит, – говорит Константин Чудовский. Приходится ориентироваться только по звуку – я показываю вступление и только потом понимаю, кто из музыкантов играет. Звук этими щитами блокируется... Но мы справились – играем со всеми возможными мерами предосторожности.
Ковидный репертуар
Из-за пандемии ковида Урал-Опере пришлось серьезно пересмотреть свой репертуар. Во-первых, он сократился из-за вынужденного простоя. Некоторые постановки отменили до лучших времен. Например, оперу «Три сестры» – там работают сразу два оркестра (один на сцене, другой в яме), что не отвечает противоковидным требованиям. Или «Летучий голландец» – массовые хоровые сцены тоже нежелательны. Или балеты «Щелкунчик» и «Дон Кихот» – в них задействованы дети. Вообще все постановки, где играют юные артисты, пришлось отменить.
В «Севильском цирюльнике» же пришлось свести к минимуму декорации – даже малый оркестр занимает на сцене много места. Чтобы картинка не наскучила зрителю, пришлось создать максимально яркие костюмы актерам и активно работать со светом.
Но артисты духом не падают – крутятся и изворачиваются, создавая постановки, которые, как Фигаро, который и тут, и там. И по канонам, и не нарушают норм безопасности, и зрителя радуют.
Премьера «Севильского цирюльника» состоится 8 октября, в четверг. Посмотреть постановку можно будет 9 и 25 октября, а также 14 ноября.
Следующая премьера Урал-Оперы – «Лючия ди Ламмермур» назначена на 7 ноября. Если позволит эпидемическая обстановка.