Очередь из сирот: как оренбуржцы, оставшиеся без попечения родителей, добиваются собственного жилья
В Оренбурге в прошлом году планировалось купить около 100 квартир для сирот. Однако выполнить этот план не получилось. Такая ситуация периодически складывается не только в областном центре, но и в других муниципалитетах. Несмотря на то, что из федерального бюджета из года в год стараются выделять все больше средств на обеспечение сирот собственным жильем, нередко добиваться своего права приходится через суд.
За своим – через судЖительница Сорочинска Виктория Полоумова осталась сиротой в пять лет. Мама умерла, отец отказался взять ребенка к себе. Опеку оформила бабушка.
«Мы всегда знали, что мне положено жилье, - рассказывает Виктория. – Когда в 14 лет я получала паспорт, бабушка заполняла какие-то бумаги и писала заявление. Говорила, что все это нужно, чтобы потом мне дали квартиру».
Виктория стояла в очереди из таких же сирот, как она. Но вместо того, чтобы продвигаться по ней, Вика теряла позиции.
«Сначала я была 30-я, потом внезапно стала 65-й, - вспоминает она. – Каждый раз, когда звонила, чтобы узнать свое место в очереди, мне называли разные данные. А главное, никто не мог объяснить, почему так происходит».
Такие звонки девушка делала раз в месяц. Однажды, когда из трубки прозвучало: «Вы – 95-я», ее терпение закончилось. Она решила идти в прокуратуру.
«О том, что надо что-то делать, мне говорили все: бабушка, муж, свекровь, - продолжает Виктория. - Я написала заявление в прокуратуру, это было в 2020 году. Из-за пандемии тогда приостановилась практически вся жизнь, и вопрос о жилье снова завис. Но в прошлом году мы взялись за него более решительно».
Виктории 22 года, они с мужем Дмитрием воспитывают двух сыновей. Когда родился старший Данила, молодая семья жила в однокомнатной квартире свекрови. В прошлом году, когда стало ясно, что в семье будет новое пополнение, вопрос о расширении жилплощади встал еще острее.
«Я написала еще одно заявление в прокуратуру, потом удалось попасть на личный прием к прокурору области Руслану Медведеву, когда он приезжал в Сорочинск, - рассказывает Виктория. – Ход делу дали очень быстро. Я обратилась к прокурорам в январе прошлого года, а в марте уже прошло судебное заседание, на котором решение было вынесено в мою пользу».Суд обязал муниципалитет предоставить девушке жилье. На это город выделил 1,15 млн рублей. Квартиру Виктория и Дмитрий нашли сами: у муниципалитета не было своего жилого фонда, а в этом случае нуждающиеся могут предложить свои варианты жилья, имеющиеся на рынке недвижимости. Такое жилье должно соответствовать требованиям (не быть аварийным, соответствовать по площади), а продавцы должны быть готовы продать его по цене, обозначенной администрацией. В августе семья переехала в свою квартиру в доме на трех хозяев с отдельным двором. За месяц до этого у них родился второй сын Саша.
«Я была счастлива, сразу появилось чувство своего дома, - делится Виктория. – Одного не понимаю – почему за тем, что нам положено по закону, приходится ходить через прокуратуру и суд?»По данным областной прокуратуры, в 2021 году прокуроры направили в суды 217 исков о нарушении прав сирот на жилье, к концу года суды приняли 213 решений в пользу надзорного ведомства. Остальные иски находились в стадии рассмотрения.
«Как показывает практика, в таких вопросах суд всегда встает на сторону граждан, - отмечают в областной прокуратуре. – Нет ни одного случая отказа в иске».
Обстоятельства непреодолимой силы
В прошлом году для детей-сирот в Оренбуржье было приобретено 618 квартир на 642,3 млн рублей. Об этом рассказали в региональном Министерстве социальной политики. К середине года все выделенные средства по этой статье были освоены в Илекском, Бугурусланском, Тюльганском и Александровском районах. При этом в очереди все еще стоят 3600 оренбуржцев, оставшихся без попечения родителей. Из них 700 – это жители областного центра.
«В Оренбурге в прошлом году купили 13 квартир для сирот, еще по 74 квартирам заключены договоры долевого строительства и внесена 50-процентная оплата, жилье будет сдано в 2022 году, - рассказал ЕАН и.о. начальника управления ЖКХ администрации Оренбурга Анатолий Байкаров. – Всего в 2021 году на эти цели город получил более 167 млн рублей из федерального и областного бюджетов».
В плане было купить порядка 100 новых квартир, но это оказалось недостижимым по ряду причин. Среди них Анатолий Байкаров называет сразу несколько: сложные процедуры закупки социального жилья, в новостройках на декабрь 2021 года не было квартир нужной площади, на вторичном рынке также мало предложений, соответствующих всем требованиям к квартирам для сирот (площадь 33 квадратных метра, чистовая отделка, ремонт). Есть и ограничение, связанное с тем, что в одной новостройке под социальное жилье можно отдавать не более 25 % квартир.
«Все это приводит к тому, что бюджет города должен производить доплаты к тем суммам, которые выделяются из вышестоящих бюджетов, чтобы иметь возможность приобрести жилье, соответствующее требованиям, - поясняет Анатолий Байкаров. – Застройщики не хотят принимать участие в торгах, так как сегодня есть большой спрос на жилье по рыночным ценам».
Но общественники считают, что все эти вопросы можно решить.
«Мы не раз говорили чиновникам, что всего этого можно было бы избежать, если бы в открытых источниках размещалась информация о том, сколько квартир нужно будет муниципалитету, чтобы закрыть потребность в социальном жилье в ближайшие два-три года, - поясняет член Бюро расследований регионального отделения ОНФ Дмитрий Болдырев. – Это дало бы возможность риэлторам заранее искать подходящие варианты на вторичном рынке недвижимости, потому что только новостройками этот вопрос не закрыть. Мы знаем, что риэлторские компании готовы искать квартиры, выкупать их, делать там социальный ремонт, а потом предлагать на торгах городу. Но для всего этого нужно время, а на проведение торгов отводится всего несколько дней».
По словам Дмитрия Болдырева, такой подход также помог бы развитию конкуренции на рынке вторичного социального жилья и положительно сказался бы на ценах. «Но чиновники предпочитают делать все это втихаря вместо того, чтобы научиться управлять этим процессом», - говорит эксперт.
При принятии бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов областные депутаты внесли поправки, согласно которым субвенции муниципалитетам для предоставления жилья детям-сиротам и отдельным категориям граждан увеличивались на 66,9 млн рублей ежегодно.
«Это поможет муниципалитетам решить давнюю проблему невозможности приобретения жилья с учетом сложившейся цены на рынке, так как вырастет размер средств, выделяемых на один квадратный метр», – отметил председатель комитета Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике Сергей Бабин.
Остается надеяться, что местные власти грамотно распределят эти средства, чтобы уменьшить очереди из «бездомных» сирот.
Евгения Чернова
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42