«Ни эвтаназией, ни деньгами проблему бродячих собак не решить»: оренбургские зоозащитники – об идее умерщвления животных
Накануне правительство РФ поддержало инициативу регионов о снятии запрета на гуманное умерщвление бродячих животных. Одним из ее авторов был губернатор Оренбургской области Денис Паслер.
Оренбургские зоозащитники по-разному смотрят на такой подход в решении проблем безнадзорных собак и кошек. Есть ярые противники этого, есть те, кто умеренно поддерживает. Однако все они считают, что только такой инициативой поставить точку в этом вопросе не получится.
Важен контроль за исполнением законаКандидат юридических наук и зоозащитник из Оренбурга Артем Шамардин уверен: эвтаназия, какой бы гуманной она ни была, не выход. Он считает, что федеральный закон требует других поправок, а также четкого контроля за его исполнением.
«Так называемый «безвозвратный» отлов животных как с помещением в приюты, так и в случае массовой эвтаназии продемонстрировал свою неэффективность в годы, предшествовавшие принятию и вступлению федерального закона в силу, - уверен он. - В отсутствие надлежащих механизмов, призванных минимизировать источники возникновения проблемы, на место уже отловленных животных вновь неизбежно приходят новые, и отлов становится лишь очередным способом освоения бюджетных средств».
Артем Шамардин считает, что метод «отлов-стерилизация-вакцинация-возврат» (ОСВВ) сам по себе проблему не решит. Не сделают это и многочисленные приюты для животных, на которые возлагают надежды чиновники и общественность. По его словам, это лишь дополнение в глобальному государственному контролю за разведением животных и их содержанием. Без борьбы с источниками проблемы ее решение обречено на провал.
«Ст. 9 и 13 закона закрепили обязанности владельцев по обеспечению надлежащего ухода за животными и своевременному оказанию им ветеринарной помощи, а также установили запрет на выбрасывание животного в случае отказа от собственности на него или невозможности его дальнейшего содержания – в этом случае владелец обязан передать животное новому владельцу или отдать в приют, - напоминает зоозащитник. - Данные нормы перестанут носить характер декларативных лишь при условии введения юридической ответственности за их нарушение и реального ее применения. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в УК РФ и КоАП РФ».
Еще одна недоработка закона – это закрепление за органами госвласти права, а не обязанности по строительству приютов для животных.
«Формулировка данной нормы привела к тому, что в большинстве субъектов РФ с момента принятия и вступления закона в силу приюты не были построены, т.к. органы государственной власти субъектов РФ не выделяют для этого соответствующих субвенций при передаче муниципалитетам полномочий по обращению с безнадзорными животными», - продолжает Артем Шамардин.
Также он настаивает на том, что выпускать обратно вакцинированных и стерилизованных собак и кошек можно только при соблюдении определенных условий. Так, уже отловленные животные должны получить возможность достаточно комфортной жизни в своей обычной среде. Их должны регулярно кормить и обеспечить им возможность в тепле пережить холодное время года. По словам зоозащитника, животные, возвращенные на улицы по методу ОСВВ, должны перестать быть безнадзорными, т.к. органы государственной власти и местного самоуправления с этого момента берут на себя ответственность за их существование.
Но у регионов на это просто нет денег. Их в должном объеме не выделяет федеральный центр, у самих субъектов нет возможности финансировать такие расходы. Причем эти статьи уже предусмотрены в федеральном законе, то есть деньги на это должны давать уже сейчас.
«На данный момент Оренбургская область не финансирует ни мероприятий по поиску новых владельцев животным, ни лечение поступивших в приют больных животных, ни содержание животных, возврат на улицы которых невозможен по разным причинам, не говоря уже о строительстве приютов, без которых выполнение программы ОСВВ невозможно в принципе, - уверен Артем Шамардин. - Необходимо незамедлительно решать эти вопросы и обеспечивать финансирование путем предоставления субвенций органам местного самоуправления в объеме, необходимом для полной реализации полномочий, переданных последним».
На местах также не ведется никакой работы, даже в рамках тех полномочий, которые есть у муниципалитетов. На местном уровне, считает зоозащитник, вполне возможно финансировать стерилизацию домашних животных для малоимущих категорий граждан.
«На мой взгляд, именно органы местного самоуправления должны проводить работу по разъяснению положений закона и их общественной значимости, пропаганду необходимости регистрации, вакцинации и стерилизации домашних животных, популяризации приема животных из приютов, недопустимости жесткого обращения с животными», - продолжает Артем Шамардин.
По его словам, такие радикальные меры, как эвтаназия, в корне не решат проблему. Для этого достаточно просто внести ряд поправок в действующий закон, а главное – обеспечить контроль за его исполнением.
Сделать как в ЕвропеНемного другого мнения придерживается основатель АНО «Мы нашли вам друга», руководитель центра льготной стерилизации животных в Оренбурге Татьяна Романова. По ее словам, принятая инициатива очень нужная, но реализовать ее стоит только при принятии других инициатив.
«Это стоит сделать для того, чтобы не превратить инициативу по эвтаназии в простое ежегодное убийство собак, - считает она. – Тогда этому просто не будет конца-края».
По мнению Татьяны Романовой, не решит ситуацию и увеличение финансирования. Это уже показывает практика других регионов.
«Программа ОСВВ несколько лет действовала в Москве, - отмечает зоозащитница. – И при их финансировании и количестве приютов она показала увеличение собак на 50 %».
Закон требует серьезных доработок. Татьяна Романова уверена, что нужно приходить к запрету на воспроизводство животных, как это сделано в европейских странах.
«Там нельзя просто плодить животных, - поясняет она. – Нельзя, чтобы собака или кошка принесли потомство, а его просто выбросили на улицу. За это грозит серьезный штраф. Никакие паблики не повесят объявление: «Пристраиваю щеночков в добрые ручки». За это тоже штраф».
Также, по словам Татьяны Романовой, за границей нельзя рассчитывать на ветеринарную помощь, если животное не привито по всем правилам. Также в лечении откажут, если собака по каким-то причинам нестерильна или уже принесла потомство.
Зоозащитники сходятся в одном – властям проще пойти по пути убийства, чем решать более глубинные проблемы. Вопрос в другом: к каким методам обратятся чиновники после того, как увидят, что и это не помогает уменьшить число бродячих собак на улицах?
Оренбуржцы записывают видео против эвтаназии животных и строительства приюта в Южном поселке. ВИДЕО
Евгения Чернова