Что будет с Fortum и кто будет поставлять тепло уральцам: ответы на все вопросы о ситуации с компанией
Ситуация вокруг акций компании Fortum, которые были переданы во временное управление Росимуществу, стремительно развивается. Заместитель главы Минфина РФ Алексей Моисеев заявил, что Росимущество не будет заниматься фактическим управлением иностранными активами. По его словам, это функционал компании, которая «пострадала от недружественных стран». Кто в итоге станет распоряжаться активом, в который входят крупнейшие теплостанции Урала, ветроэнергетика, – в материале ЕАН.
Что произошло?Президент России Владимир Путин 26 апреля утвердил перечень иностранных активов, которые попадают под временное управление Росимущества из-за изъятия российских активов за рубежом. В документе фигурируют пакеты акций российских «дочек» энергетических компаний «Фортум» и «Юнипро». Это два пакета в финской Fortum (69,8807 % и 28,3488%, принадлежит «Фортум Раша» и «Фортум Холдинг») и «Юнипро» (87,73 %, принадлежит немецкой Uniper).
Согласно указу, Росимущество не может сделать с акциями только одного – продать или подарить кому-нибудь акции.
Чем занимаются эти компании?«Фортум» — это один из главных производителей и поставщиков тепла и электроэнергии в Челябинской области и в Западной Сибири. У компании четыре тепловых электростанции в Челябинской области (они полностью занимаются теплоснабжением столицы региона), три — в Тюменской области и ХМАО (в том числе самая современная в стране Няганьская ГРЭС, одна из самых крупных тепловых электростанций в мире, работающих в условиях Крайнего Севера).
Также входящее в концерн Fortum ПАО «Юнипро» владеет Сургутской ГРЭС-2 (ХМАО). У компании есть ветряная электростанция в Ульяновской области и три солнечных в Оренбургской области и Башкортостане. Суммарная мощность генерирующих объектов компании по электроэнергии — 4672 МВт, по теплоэнергии — 7613 МВт. На сайте компании говорится, что это самая эффективная генерирующая компания России.
В Челябинске у «Фортума» есть уникальная энергоструктура: Уралэнергосбыт, который занимается сбором платежей за тепло и за свет с потребителей (половину акций контролируют структуры Артема Бикова и Алексея Боброва, уральских энергетиков). В августе прошлого года именно ее дочерней компании были отданы права и обязанности по договору энергоснабжения потребителей региона. Аналогичная ситуация с Тюменью.
Так «Фортум» пытался сохранить управляемость процессом в ситуации, когда сделка по продаже компании была заморожена.
Компания стала продавать активы по одному. Например, Аргаяшскую ТЭЦ, она поставляет тепло на ПО «Маяк», первое «ядерное» предприятие страны, что всегда возмущало патриотов. На нее нашелся покупатель – АО «Россети» (МРСК Урала), которое купил ТЭЦ ниже стоимости рынка.
Почему было принято решение «не отпускать» иностранцев, хотя переговоры о продаже идут почти год?Действительно, Fortum заявил об уходе из России в мае 2022 года и около года терпеливо выполнял условия, которые российское правительство выдвигало компании. Но главная цель указа об изъятии иностранных активов — дать зеркальный ответ на изъятие активов РФ за рубежом.
В Росимуществе говорят четко: введение внешнего управления способствует сокращению оттока капитала из страны. Проще говоря, финны не могут уйти с деньгами за актив, а могут просто уйти.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что акции «Фортум» попали под внешнее управление, вероятно, из-за политики Финляндии, в частности, из-за ее вступления в НАТО, из-за принятых ее правительством санкций и, возможно, для контроля за стабильной работой электростанций «Фортум» в нашей стране. «Думаю, такая мера совершенно правильна в складывающихся вокруг России условиях и будет хорошим уроком как властям Финляндии, так и другим членам Европейского Союза», – отмечает эксперт.
Кто теперь управляет компанией?Это не Росимущество, мы начали статью с заявления, что организация не будет управлять акциями. По сути, у руля встала нефтяная компания «Роснефть». Напрямую она не называется, но на ее присутствие указывает ряд косвенных признаков. Например тот, что гендиректором компании назначен Вячеслав Кожевников, который до этого работал главным энергетиком в "Башнефть-добыче" – компании «Роснефти». По сути, он отвечал за то, чтобы всегда была электроэнергия на месторождениях компании. Временно исполняющим обязанности гендиректора «Юниформа» назначен также выходец из «Роснефти» Василий Никонов.
«Новатэк» не будет покупать Fortum
Что будет дальше?По мнению автора Telegram-канала «Ленивый инвестор» Антона Весеннего, явно будет продолжение, возможность расширения списка подтвердили и в Росимуществе. «Иностранных активов в России еще много, 2 тыс. компаний стоят в очереди за разрешением на продажу. По текущим темпам выдачи разрешений очередь растягивается на восемь лет. По оценке Мосбиржи, нерезидентам из недружественных стран принадлежит 74 % российских акций на общую сумму, сопоставимую с замороженными активами на западе», - подчеркивает он.
Одна хорошая новость – для потребителей не изменится ничего. Возможно, если ситуация будет развиваться дальше и акции уйдут уже официально новому хозяину, тогда изменятся реквизиты, по которым надо будет платить. Но это дело далекого будущего.
Юлия Литвиненко