Путем 110-й ОККД: это был не просто поход, это была миссия
С 10 по 22 июля в Калмыкии и Ростовской области по поручению Главы РК Бату Хасикова прошел конный поход, посвященный памяти 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии.
В июле этого года исполнилось 80 лет подвигу воинов 110-й ОККД. В 1942 году они задержали на Дону многократно превосходящие силы немецко-фашистских войск. Дивизия обеспечила переправу ряда соединений Красной армии.
В походе, организованном региональным отделением Российского военно-исторического общества и конноспортивным клубом «Аранзал», приняли участие любители конного спорта. Маршрут общей протяженностью 470 км начался в Малых Дербетах, где была сформирована 110-я ОККД. Далее калмыцкие конники, облаченные в военную форму кавалеристов образца 1942 года, прошли через Садовое, Кануково, Салын-Тугтун Сарпинского района, поселок Зимовники, станицу Кутейниковскую и слободу Большая Мартыновка Ростовской области. Посетили места боев 110-й кавдивизии в хуторе Ажинов и станице Багаевской. Завершили поход в станице Раздорской, где принял свой последний бой Герой Советского Союза Эрдни Деликов – его 100-летие мы празднуем в этом году.
Вот что рассказал один из участников конного похода Бакур Зургадаев в видеоролике (доступно на ютубе): «Поход взял начало еще в феврале, по поручению Главы Калмыкии Бату Сергеевича Хасикова. Кураторами выступили руководитель администрации Главы Калмыкии Чингис Николаевич Бериков и заместитель председателя правительства республики Наран Геннадьевич Кюкеев. Они предложили нам взяться за этот проект. Около полугода мы вместе разрабатывали детали мероприятия. А со 2 по 9 мая совершили пробный поход – от села Малые Дербеты в Элисту. 9 мая мы пришли на праздничный парад. В пробном походе учли все нюансы, плюсы, минусы, потом нам пошили форму. И 10 июля мы взяли старт также с Малых Дербет и двинулись в сторону станицы Раздорская. По маршруту следования, который, к слову, разработали наши историки, было 14 населенных пунктов. То есть мы шли именно тем путем, что прошла 110-я кавдивизия».
– Чингис Николаевич и Наран Геннадьевич сначала выступили в роли кураторов, а в итоге стали полноценными участниками похода, – добавил рассказчик. Два перехода от начала до конца они на лошадях прошли вместе с остальными конниками. Вместе с нами ночевали, поднимались, как все, в два часа ночи и отправлялись в путь. Кроме того, они организовали техническую поддержку похода – предоставили три машины сопровождения, которые везли спальные мешки, оружие, матрасы, амуницию, седла, корма для лошадей.
«Эмоций, впечатлений, конечно, много. Много открытий для себя сделал каждый из нас. Жалко, что до этого времени должной информации о нашей прославленной кавдивизии у нас не было. Не было должного культа 110-й. Но работа над ошибками уже ведется, – продолжает он. – В Ростовской области 110-ю кавдивизию очень почитают – с таким трепетом, с таким уважением люди говорят о калмыках-бойцах, об их подвиге.
А еще я испытал смешанное чувство гордости и волнения от соприкосновения с историей. В народе говорят: если хочешь лучше узнать человека, надо одеть его сапоги и пройти его дорогой. Так мы и сделали.
Из открытий: оказывается, в селе Садовое, где останавливались на ночевку, много мемориалов и памятников. И все находятся в идеальном состоянии. К своему стыду, я не знал, какие ожесточенные бои шли здесь. А местные жители отлично знают историю, могут подробно рассказать о каждом мемориале, каждом боевом моменте. Я был поражен».
В селе Кануково гостей поразили маленькие артисты – пели на калмыцком и русском языках. При этом в коллективе нет ни одного ребенка калмыцкой национальности. Худрук – тоже русская женщина. «Им всем отдельная благодарность – они живут в Калмыкии, уважают наши традиции и поддерживают культуру», – признался Зургадаев.
К слову, именно в Кануково наши конники впервые услышали песню о 110-й кавдивизии. Ее исполняли артисты местной самодеятельности. С тех пор она стала гимном похода.
Следующим пунктом маршрута стал поселок Салын-Тугтун Сарпинского района – родина Героя Советского Союза Эрдни Деликова, где среди встречающих поход была и его племянница Евдокия Деликова.
«Там мемориал, музей – все пропитано историей, духом войны, героизмом. Здесь был один из самых трогательных моментов, когда ты готов поддаться эмоциям и разрыдаться. К нам подошла женщина, принесла мешочек с землей и два портрета – братья ее мамы, оба служили в 110-й и погибли на Дону, – продолжает Бакур. – Она попросила нас взять эти портреты с собой, пронести по маршруту дивизии – как будто они живые идут вместе с нами. А землю с родных мест рассыпать на месте гибели – чтобы их души упокоились с миром. Когда она давала эту землю и портреты, слезы застилали глаза. В этот момент во мне произошел какой-то щелчок, я начал осознавать: это не просто поход, конная прогулка, это – миссия».
Потом был хутор Шебалин – первый населенный пункт на территории Ростовской области. Встретившая конников бабушка рассказала о том, как дружно жили здесь вместе с калмыцкими семьями, в полном согласии и взаимопонимании, какой порядок был и что сейчас они очень скучают по прежним временам.
В хуторе Ажинов живет еще один свидетель событий тех лет. Ему сейчас 92 года. 12-летним мальчишкой он и остальные дети хоронили убитых бойцов. Немцы не могли прорвать оборону, тогда они отошли по Дону примерно на 20-30 километров – там прорвалась их моторизованная дивизия и зашла к нашим войскам в тыл. Мотоциклы с пулеметчиками и солдаты на бронемашинах буквально расстреляли наших практически безоружных бойцов. Ружье было только у каждого третьего, двое остальных «вооружены» палками-муляжами да штыками с шашками. А против них – пулеметы.
«Убитых бойцов хоронили в ямах. Раненых прятали под трупами, засыпав землей, а под покровом ночи вытаскивали. Но немцы проверяли. Когда находили спрятанных раненых, мальчишек жестоко наказывали, били, – пересказывает Зургадаев. – Еще дедушка сказал тогда: «Это был пик героизма: человек с шашкой бросается на танк. На скаку спрыгивает с коня, взбирается на танк и через смотровую щель пытается убить водителя. По 4-5 человек запрыгивали на танк и просто били по нему – от безысходности, потому ни оружия, ни гранат – ничего не было у них. Голыми руками». Мы рыдали от этих слов, и гордость распирала и в то же время осознание всей глубины той трагедии».
В Ажинове еще один местный житель принес шашку – он нашел ее в огороде, хранил у себя. Отдал ее нашим конникам со словами: «Пришел момент, когда я должен ее отдать потомкам героев».
«Взял ее в руки и не смог долго держать. Это такой волнительный момент был. Чтобы это понять, надо через себя пропустить, – говорит участник похода. – Мы понимали, что да, это миссия, но когда соприкасаешься вплотную, понимаешь – это же судьбы человеческие, их жизни. Это подвиг, героизм. Они тоже боялись, они хотели жить – как все мы. Но для них позор был страшнее смерти. Они шли в бой с голыми руками, на верную смерть, чтобы не запятнать честь калмыков, не опозорить ее. Для них было наивысшей мотивацией прославлять имя калмыцкое. В мирное время сложно найти более подходящий пример. Нам нужно следовать ему – прославлять имя своего народа».
Когда участники похода заходили в Раздорскую, начался сильный ливень, буквально стеной стоял. «Для калмыков дождь – хорошая примета: когда отправляешься в дорогу или завершаешь дело, идет дождь – значит, все сделано правильно. Тогда я понял: мы это сделали, и не просто сделали, а сделали правильно. Сверху, с небес, все видно», – смущаясь, признается Бакур Зургадаев.
Несмотря на непогоду, в тот день многие жители Раздорской все пришли встретить калмыцкую делегацию, калмыцких конников – вместе отметить событие. «Вечная память всем вашим соотечественникам, которые отдали жизни за наше светлое будущее, за наших детей, за мир. Мы каждый год встречаемся с потомками героев и уверены, что эта дружба будет продолжаться и дальше. Спасибо за ваших героев!», – поделилась одна из них.
А житель Ростова-на-Дону Григорий Ершов после просмотра ролика откровенно признался: «После рассказа этого парня, участника похода, наверное, многие задумаются о своей главной миссии в жизни. Он так сумел передать свои действия, мысли, чувства! Сам прошел, видел, слышал, прочувствовал все происходящее тогда. Выслушал рассказы очевидцев о военных действиях, и то, как сейчас люди к этому относятся. Он и все ребята, принимавшие участие в этом благодарнейшем в наше время деле – походе, достойны глубокого уважения не только в Калмыкии, а в целом во всей нашей стране. Они реально сделали великое дело: сами отдали честь памяти своим поступком и подали пример многим – молодежи, подрастающему поколению, жителям, современникам. Хочется выразить им большую благодарность и сказать громко: «Слава вам, ребята! Вот на таких и надо равняться в этой жизни!»
К слову, сам Григорий Ершов вместе с супругой был в Раздорской, приезжал встречать наш отряд конников.
Об этом «Степным вестям» рассказал его дядя Сергей Ершов – член Совета по правам человека, зампредседателя Совета старейшин Калмыкии, инициатор проекта «Поклонимся солдатам Великой Победы!». В свое время представитель Ассоциации поисковых отрядов “Калмыкия”, который занимается координацией работы с электронными базами данных и архивами, Сергей Григорьевич выступает соавтором книги «Уроженцы Калмыкии ― участники Сталинградской битвы». Занимаясь поисковой деятельностью, он изучал архивные документы о Великой Отечественной войне, исследовал наградные материалы относительно наших земляков, которые были представлены к званию Героя Советского Союза. Вместе с калмыцким ученым Уташем Очировым сформировал список жителей Калмыкии, представленных к высокой награде, но не получивших ее.
“Как член Военно-исторического общества в Калмыкии, я имел отношение к организации похода. К сожалению, я не успел на старт в Малых Дербетах, но зато мне удалось побывать с нашими представителями в Пухляковском, Раздорской, на завершающем этапе. И пригласить своих родственников – племянника с супругой, уроженцев Калмыкии, зная, насколько это важно для них. Они также под ливнем встречали конников, участвовали в концерте и прониклись той трепетной и теплой атмосферой. Поэтому это чистый отклик своими словами о ставшем знаковом событии.
Подтверждение этому и две песни, что привезли участники с собой и представили со сцены в Элисте. Песня неизвестного мне автора о 110-й кавдивизии и проникновенное сочинение раздорского поэта-песенника Александра Колодяжного об Эрдни Деликове.
Это патриотическое мероприятие понимаемо и хорошо воспринято и местными жителями Ростовской области, и нашими участниками похода, взаимно обогатило друг друга, что все ощутили взаимное душевное тепло”, – сказал “Степвестям” Ершов.
А число откликов под роликом в ютубе с каждым днем растет. “Слезы застилали глаза, прокручиваю в третий раз…”, “Очевидец с хутора Ажиновка ждал столько лет, чтобы рассказать о героизме наших земляков…”, “Вы как будто побывали у меня дома, пронзительный рассказ, до глубины души”. И перечисление многих имен предков, родственников, которые ушли на фронт и погибли, чтобы их имена на потерялись в истории.
Лариса Иванова, Гиляна Захарова