Время упущенных возможностей для мировой энергетики
Мировой энергетический совет (МИРЭС) в июле заявил об отмене юбилейного 25-го Мирового энергетического конгресса, приуроченного к 100-летию МИРЭС. Эта новость прошла в российской и мировой прессе без комментариев. Наверное, в текущей ситуации они не нужны.
Мировой энергетический конгресс (МЭК) – флагманское событие Мирового энергетического совета. Он проводится раз в три года в разных странах мира и определяет вектор развития мировой энергетики на перспективу.
В июле 2018 года Россия победила в конкурсе на проведение МЭК в 2022 году, оставив позади таких сильных конкурентов, как США и Португалия. С 24 по 27 октября 2022 года конгресс должен был состояться в Санкт-Петербурге.
Последние четыре года Россия в тесном сотрудничестве с центральным офисом МИРЭС (находится в Лондоне) и национальными комитетами разных стран готовилась к проведению масштабного мероприятия, которое должно было состояться под девизом «Энергия – человечеству». Однако резко осложнившаяся глобальная политическая обстановка и агрессивная антироссийская повестка со стороны коллективного Запада помешали реализации планов. Именно тот факт, что штаб-квартира такой не политической, сугубо профессиональной организации, как МИРЭС, находится в столице Великобритании, выступающей одним из главных застрельщиков антироссийской политики, сыграл ключевую роль в отмене конгресса.
С одной стороны, можно махнуть рукой: «Одним международным форумом больше, одним меньше – какая разница?». Но если принять во внимание значение конгресса для мировой экономики, вспомнить историю и смысл создания МИРЭС и совместить это с текущим энергетическим кризисом в мире, понимаешь, какой колоссальный шанс по исправлению ситуации упущен.
Напомним: Мировой энергетический совет был создан в 1923 году для возрождения «убитых» в Первую мировую войну национальных экономик. Он формировался как союз ученых и производителей оборудования для продвижения новаторских технологий, связанных с электрификацией и использованием новых видов энергии, прежде всего в промышленности. Основателями МИРЭС выступили СССР, США, Великобритания, Франция. Они внесли наибольшие взносы. Эти государства первыми поняли, что мир стоит на пороге очередного технологического прорыва, и в своих стратегических программах развития огромное внимание уделяли вопросам электрификации.
Замысел отцов-основателей МИРЭС состоял в том, чтобы сделать энергию доступной для всех людей на Земле — независимо от того, в богатой или бедной стране они живут. Этот посыл остается крайне актуальным и сто лет спустя. В настоящее время МИРЭС объединяет более трех тысяч энергетических организаций из 100 стран мира.
В Россию в октябре с.г. должны были съехаться мировые энергетические лидеры, ученые, политики, экономисты из 92-х стран, а также лидеры 20-ти государств. На основании глубокого анализа был определен круг вопросов, которые планировалось обсудить на более чем 70 сессиях.
Как отмечала генеральный секретарь МИРЭС доктор Анджела Уилкинсон, одной из главных задач сегодня является гуманизация энергетики. Энергия должна служить людям и не становиться инструментом войны и диктата. «Мы должны помнить, что являемся хозяевами нашей общей энергетической судьбы, и использовать 2022 год как время новых возможностей для развития энергетики», – подчеркивала она.
Правильные слова. Только современные политики считают иначе.
Надо отметить, что конгрессы организовывались и поддерживались в самые сложные, критические для мира времена. Например, Мировой конгресс в 1968 году в Москве проходил на фоне войн во Вьетнаме и Египте, освободительных движений в колониальных странах, студенческой революции в Париже, ввода войск Варшавского договора в Чехословакию, государственного переворота в Ираке, громких политических убийств (Мартина Лютера Кинга, младшего брата президента США Джона Кеннеди Роберта и др.), бесконечных авиа-инцидентов, катастроф и пр. Но на площадке Мирового энергетического конгресса была возможность сверить позиции, найти точки соприкосновения, обсудить важнейшие вопросы развития регионов мира. И этим старались воспользоваться все заинтересованные стороны – ученые, энергетики, политики. Сегодняшняя ситуация не лучше и не хуже предыдущих. Однако уровень современной политической элиты таков, что ей недоступны некоторые основополагающие вещи, нацеленные на сохранение человечества. А потому непонятен запрос научного и профессионального сообщества на сотрудничество.
Но мир меняется. Энергетика должна соответствовать этим изменениям. А без разнонаправленного сотрудничества она не сможет выполнить свою миссию. Поэтому рискну предположить, что Мировой конгресс не отменен, а лишь отложен ненадолго.