В центре внимания – калмыцкие тюльпаны и… сосны
Такие злободневные темы, как сохранение краснокнижного тюльпана, озеленение населенных пунктов и создание «зеленых поясов», стали еще одним большим предметом обсуждения на «Часе с министром» природных ресурсов и окружающей среды РК Очиром Джамбиновым, прошедшем недавно в Общественной палате Калмыкии под председательством Батыра Мучаева.
Напомним, в первой публикации анонсированного нами цикла материалов с этого мероприятия «Степные вести» подробно писали о том, как благодаря в том числе усилиям регионального минприроды элистинцев спасли от возможного подтопления нынешней зимой.
И тогда же, в конце марта, накануне Фестиваля тюльпанов, на который традиционно приезжает много туристов, в очередной раз назрел вопрос сохранения степных цветов.
Обращаясь к министру, член Общественной палаты, главный редактор республиканской интернет-газеты «Степные вести» Майя Ланцынова заметила: «Впереди Фестиваль тюльпанов. Недавно в СМИ появилась информация о том, что до миллиона рублей назначают штраф за срыв цветов. Как минприроды готовится к фестивалю в этой связи, и можем ли мы, действительно, заработать на штрафах?»
По мнению Очира Джамбинова, штрафы ни к чему хорошему не приведут, нужно делать упор на профилактике: объяснять людям, что тюльпаны трогать нельзя, учить этому детей, а «неразумных любительниц прекрасного, которые охапками рвут, надо публиковать, чтобы все их знали» в лицо.
При этом в министерстве отдают отчет в том, что краснокнижным тюльпанам нужна серьезная государственная защита. «Мы создали Дирекцию особо охраняемых природных территорий три года назад. Организация занимается всеми нашими региональными природными территориями и памятниками природы – Одиноким тополем, Тюльпановой степью, Дубовой рощей, – продолжил гость Общественной палаты. – Дирекция ООПТ, в первую очередь, занимается охраной тюльпанов. Для этого не надо ехать куда-то глубоко в степь, это все вдоль трассы. Люди едут, увидели тюльпаны – остановились, «ой какая красота» и побежали топтать, рвать. Все эти места нам известны. Помимо этого в период цветения тюльпанов выезжают на патрулирование сотрудники министерства. Здесь же и Лесной надзор, и сотрудники Управления лесного хозяйства, и Охотнадзор, и экологи – все работают. Эту работу ведем постоянно и, мне кажется, за последние годы стало лучше».
А неравнодушная жительница Калмыкии Нина Мишина озаботилась судьбой Соснового бора. Отвечая на вопрос, был ли он в Сосновом бору и когда там наведут порядок, О. Джамбинов, сказал: «Конечно, я там был. Бор из сосны крымской и сосны обыкновенной площадью 40 га создали в начале 1970-х годов. Ранее он располагался в границах зеленой зоны Элисты и входил в состав государственного лесного фонда.
После принятия Лесного кодекса в 1997 году леса, расположенные на землях городских поселений, были переданы в ведение администрации Элисты и включены в земли населенных пунктов в статусе «городские леса». Думаю, дальше не стоит объяснять, что случилось и что сосновому бору долго не уделяли внимание. Но так было до недавнего времени, – заметил министр. – Минприроды РК инициировало возврат этого участка в земли федерального лесного фонда. И в июне 2021 года Рослесхоз внес сосновый бор в границы Элистинского лесничества, т.е. в земли федерального лесного фонда. Но пока до полного «наведения порядка там» еще далеко. Как пояснил Джамбинов, у Рослесхоза протяженные по времени процедуры. После внесения Соснового бора в земли лесфонда в течение трех лет здесь должны проводить лесоустройство. В 2023 году эти работы завершили.
«Глава (Глава Калмыкии – прим. ред.) лично разговаривал с министром природных ресурсов и экологии РФ Александром Александровичем Козловым и руководителем Рослесхоза Иваном Васильевичем Советниковым, чтобы ускорить этот процесс, – поделился с общественниками эксклюзивом их гость. – Благодаря чему финальные документы нам отдали уже в феврале. Тогда как могли сделать это в сентябре-октябре». Очир Владимирович напомнил, что куратором развития Калмыкии является Минприроды РФ. А потому, по его словам, «они нам всячески серьезно помогают – по всем направлениям: по линии Роснедр, Рослесхоза, Росводресурсов». Теперь, когда работы по лесоустройству завершены, за счет федеральных денег проведут санитарную рубку деревьев.
К сожалению, из-за понижения уровня грунтовых вод в бору погибли некоторые деревья. «Засохла не крымская сосна, а сосна обыкновенная – она более капризная, – уточнил Джамбинов. – Соответственно, проведем рубку, выкорчевывание и заново будем высаживать на этом месте сосны. Сейчас, слава богу, у нас есть «Калмлес» – единственная организация в республике, которая лес сажает «руками». Удалось ее сохранить, к счастью».
И тут же общественники поинтересовались: «Сейчас проводят целые акции по высадке молодых деревьев. Но кто их будет поливать? И будут ли поливать и охранять?»
Посадки терескена, джузгуна, лоха и других культур они проводят только на землях лесного фонда, заметил министр, отвечая на вопрос. Но для полива сеянцев, по его словам, до сих пор используется устаревшая технология. 10-15 лет она была «рабочей», но в последние годы начал меняться климат, и сейчас в нее необходимо внести значительные изменения. Над этим уже работают ученые из Воронежа и Ростова. Поэтому ждем, когда появится способ, который «позволит успешно сажать в наших почвенных и климатических условиях и получать меньший коэффициент выбытия посадочного материала. И чтобы в самые жаркие периоды выставлять минимальный полив». Но даже при этом полив будет «не дешевым удовольствием». А это приведет к серьезному удорожанию работ, предупредил руководитель ведомства.
Аналогичный вопрос поступил министру от элистинцев, обеспокоенных тем, что город перестали облагораживать. «Зачем в степи сажать туи, они все «ржавые». У нас другая климатическая зона: нет достаточно воды для них. Почему не сажают деревья и кустарники в городе? Раньше Элиста цвета и пахла. А теперь? В парке «Дружба» деревья сажали 50-70 лет назад, и многие из них отмирают».
«Все насаждения, находящиеся в черте Элисты или других населенных пунктов, являются собственностью города и относятся к компетенции и ответственности городской администрации, – объясняет Джамбинов. – Полномочия Минприроды РК в области лесных отношений распространяются только на земли государственного лесного фонда, именно на этих землях проводятся посадки лесных культур, уход за ними, борьба с вредителями и охрана от пожаров и лесонарушений».
Но минприроды, по его словам, неоднократно направляло в адрес главы столичной администрации письма с рекомендациями по обследованию и обработке вязовых насаждений от ильмового листоеда, по породному составу для озеленения города и по уходу за ними. Кроме того, сотрудники министерства проводили консультации по озеленению с Горзеленхозом, но решение, что именно и где сажать, принимает администрация Элисты.
Вместе с тем минприроды поддерживает мнение о необходимости увеличивать посадки лиственных деревьев, дающих тень, применять нормативы озеленения для южных регионов, где предусмотрено большее количество посадок деревьев и кустарников на единицу площади, создание зеленых навесов и беседок в местах отдыха.
В этой связи у председателя Общественной палаты Батыра Мучаева возник вопрос, актуален ли еще проект «Зеленый пояса» вокруг Элисты.
«Очень. Более того, наряду с фитомелиорацией воссоздание «зеленых поясов» и лесополос – одно из ключевых мероприятий по борьбе с опустыниванием, – сразу отозвался министр. – Эти мероприятия обязательны. С их помощью можно эффективно остановить движение песков и препятствовать песчаным бурям».
«В детстве, помню, были в северном районе огромные рощи, в южном – всем городом собирали смородину. Потом куда-то все это делось: передали муниципалитету, а у него сил не было на содержание и т.д. Тогда земли раздали фермерам, которые все выкорчевали и распахали, – продолжил руководитель природоохранного ведомства. – Не было государственной программы, не было понимания у тогдашних руководителей, что этого нельзя делать, что это губительное решение для региона. А сейчас нам необходимо это воссоздать».
И работа уже идет: с администрациями Элисты, Целинного и Приютненского районов подбирают земельные участки для передачи в земли лесного фонда, так как федеральные средства на лесоразведение, повторимся, выделяют только на федеральные земли лесного фонда. Определены некоторые участки, но затруднение вызывает их обременение, необходимость проведения межевых работ, определение лесопригодности. И эти работы должны финансироваться за счет средств муниципального бюджета.
Кстати, столичная администрация уже «отдала» под «Зеленый пояс» первый участок в 660 га, в состав которого входит сосновый бор. Плюс часть земель передал Целинный район. Параллельную работу по созданию «зеленых поясов» будут вести в каждом районе.
Фото: Николай Бошев
Видео: Виталий Катышкин